Летчик Герхард Баркхорн: биография, достижения и история жизни
Иной раз в жизни случаются удивительные парадоксы, заставляющие поверить в изначальную предопределённость человеческой судьбы. Такие мысли приходят в голову, когда читаешь биографию одного из самых знаменитых немецких лётчиков-асов, имя которого - Герхард Баркхорн. Пролетав всю войну на боевых машинах и многократно находясь на краю гибели, он остался невредим и бесславно погиб в мирное время за рулём своего автомобиля.
Истинный ариец Баркхорн Герхард
Кто такой этот человек, ставший в период войны гордостью Люфтваффе, сегодня знают не только в Германии, но и за её пределами. Родился он 20 марта 1919 года в Кёнигсберге – нынешнем Калининграде, а в те годы крупном городе Восточной Пруссии. Ему было восемнадцать, когда, вдохновлённый речами фюрера, звучавшими из всех репродукторов, он решил посвятить себя службе в военной авиации – могучей ударной силе, которая должна была стать залогом будущих побед Германии.
Первый опыт боевых действий
В 1937 году молодой человек поступает в лётное училище, и, окончив его через два года, в звании лейтенанта зачисляется в штат одного из полков военно-воздушных сил вермахта. Своё боевое крещение Герхард Баркхорн получил в 1940 году в битве за Британию − одном из первых воздушных сражений Второй мировой войны.
Его биографы, освещая этот период войны, отмечают, что ему не сопутствовала удача, так как, совершив сто боевых вылетов, летчик не сбил ни одного вражеского самолёта и сам дважды был вынужден покидать с парашютом горящую машину. Один раз это случилось над Ла-Маншем, и он провёл в ледяной воде значительное время, пока его не подобрали спасатели. Так набирался боевого опыта будущий ас − Герхард Баркхорн.
Германия открывает Восточный фронт
В полной мере реализовать опыт, полученный в воздушных боях с англичанами, ему удалось на следующий год, когда Германия разворачивала наступление на Восточном фронте. Совершая в июле 1941 года сто двадцатый боевой вылет, он открыл счёт своим воздушным победам, сбив в украинском небе бомбардировщик ДБ-3. К ноябрю этого же года в его послужном списке числилось уже десять уничтоженных самолётов противника. Герхард Баркхорн был отмечен командованием. Его произвели в обер-лейтенанты и повысили в должности, назначив командиром подразделения 4./JG52.
Первые награды
К лету 1942 года из молодого лётчика сформировался настоящий воздушный ас. В июле на его боевом счету было уже шестьдесят четыре победы, но во время очередного боевого вылета счастье ему изменило и его самолёт был сбит советским истребителем. Баркхорну удалось воспользоваться парашютом и покинуть горящую машину, но сам он был при этом тяжело ранен и провёл несколько месяцев в госпитале.
Шрамы ещё долго напоминали ему о том июльском дне и неизвестном русском лётчике, едва не поставившем точку в его жизни. После выписки за мужество и героизм Герхарду вручили боевые награды – Германский крест в золоте, а несколько позже к нему прибавился и Рыцарский крест. В те дни ему было только двадцать три года.
Новые воздушные победы и награды
Окончательно выздоровев и окрепнув после ранения, он вернулся в свою эскадрилью, и с этого времени счёт его воздушным победам стал расти с необыкновенной быстротой. Уже к январю 1943 года, одержав в небе сто пятую победу, Баркхорн удостаивается одной из самых значительных наград Третьего рейха – Рыцарского креста с дубовыми листьями. В последующие два месяца он сбивает ещё пятнадцать самолётов противника, доведя общее количество до ста тридцати.
К январю следующего 1944 года Герхард Баркхорн устанавливает рекорд, став первым из германских асов, совершивших тысячу боевых вылетов, и в марте число его воздушных побед возрастает до двухсот сорока. Своей результативностью он уступает лишь одному пилоту Люфтваффе – Эриху Хартманну, с которым служит в одном лётном полку. Как результат - очередная награда, на этот раз Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами.
Снова бесконечные воздушные бои и снова ранение. На этот раз в мае 1944 года советский лётчик отправил его в госпиталь на четыре месяца, искалечив правую руку. Вернувшись в октябре в полк и возобновив полёты, Герхард Баркхорн уничтожает над Венгрией ещё пятнадцать боевых машин противника. Последний раз удача улыбнулась ему в январе 1945 года. Это была его последняя, триста первая воздушная победа.
Ветеран вспоминает
Сохранились записи Баркхорна о воздушных боях, в которых ему довелось участвовать. Из его воспоминаний видно, что он предпочитал тактику внезапных нападений, умело пикируя на противника со стороны солнца или заходя снизу, в хвост вражеского самолёта. Но в то же время он в совершенстве владел техникой классического боя с использованием виражей и всего прочего арсенала приёмов воздушного боя.
Вспоминая годы войны, он даёт высокую оценку отваге и мастерству многих советских лётчиков. Примером тому служит описание его поединка с неизвестным ему русским пилотом, длившегося почти сорок минут и не принесшего победу ни одной из сторон. Герхард рассказывает, как они, выполняя фигуры высшего пилотажа, пытались достать друг друга пулемётными очередями и не смогли этого сделать: уровень мастерства у обоих был равен, и при этом необычайно высок.
Новая реактивная техника
К концу войны военно-воздушные силы Германии получили на вооружение новейшие по тем временам реактивные самолёты Ме-262. Этими машинами был оснащён полк, которым командовал генерал-лейтенант Галланд. Для освоения новой техники в его распоряжение и был откомандирован высококлассный лётчик Баркхорн Герхард.
Однако, пройдя соответствующую подготовку, немецкий ас всего дважды поднялся в небо на новой машине. Во время второго боевого вылета отказал двигатель, и в довершение всего в этот критический момент он неожиданно был атакован советским истребителем. Трудно сказать, что спасло Баркхорну жизнь: удача ли, которая не оставляла его во все дни войны, или высочайшее мастерство, но только и в этот раз он избежал смерти, благополучно посадив самолёт с неисправным двигателем.
Уже на земле он получает ранение, выбираясь из кабины самолёта. Неожиданно захлопывается фонарь, открытый им в воздухе при попытке совершить прыжок с парашютом, и Герхард Баркхорн получает сильнейший удар в шею. В результате этого конец войны он встретил в госпитале. Итог его боевого пути весьма внушителен: 1104 боевых вылета, в ходе которых он сам был девять раз сбит, и 301 уничтоженный самолёт противника. К тому времени за всю историю люфтваффе более высоких показателей достиг лишь один человек − его сослуживец Эрих Хартманн.
Служба в ВВС Западной Германии
По окончании войны удача по-прежнему не изменяла заслуженному асу, о чём наглядно свидетельствует его биография. Герхард Баркхорн попал в плен к западным союзникам и на следующий год был уже на свободе. В 1946 году майор Баркхорн продолжил службу в лётных частях военно-воздушных сил Западной Германии, а в шестидесятых годах он приступил к испытаниям новых моделей самолётов.
Известен случай, произошедший с ним в этот период жизни и доказывающий, что присутствие духа и чувство юмора не изменяли ему никогда. Однажды опытный пилот допустил ошибку. Ему не удалось мягко опустить на бетонную полосу самолёт «Кестлер», предназначенный для вертикального взлёта и посадки. Новая дорогостоящая машина была разбита. Служащие аэродрома, подбежав, больше всего волновались о том, в каком состоянии находится сам Баркхорн Герхард. Фраза, которую они услышали, открыв кабину пилота, заставила всех улыбнуться: «Это мой триста второй».
Смерть – внезапная и нелепая
И вот теперь, возвращаясь к началу статьи, уместно посвятить несколько слов превратностям человеческой судьбы. В январе 1983 года на автостраде, ведущей к Мюнхену, заслуженный ветеран и его жена попали в автомобильную аварию. Женщина скончалась на месте, а через два дня в больнице умер и сам Герхард Баркхорн.
Последние слова его не стали достоянием прессы, и неизвестно, что чувствовал, прощаясь с жизнью, этот 63-летний человек, совершивший более тысячи боевых вылетов, не раз побывавший на краю смерти и закончивший жизнь за рулём легкового автомобиля на одной из самых комфортабельных дорог Европы. Поистине пути Господни неисповедимы.