Каково значение фразеологизма "Кусок в горло не идет"?

Очень часто люди используют в своей речи крылатые слова, не задумываясь о том, откуда это выражение пришло к нам, какова его смысловая нагрузка. Например, каково значение фразеологизма «Кусок в горло не идет»?

Прямой смысл выражения

Если рассматривать дословно эту фразу, то иностранец, например, не сможет сразу понять, о чём идет речь в ней. «Кусок» - это часть чего-либо, «горло» - человеческий орган, «не идёт» - не совершает движения при помощи ног.

На самом деле, понять значение фразеологизма «Кусок в горло не идет», опираясь на смысл каждого слова в отдельности, практически невозможно. «Непонятно что (часть) не совершает поступательного движения при помощи ног по направлению из глотки в пищевод»? Какая-то фантастическая история получается.

А между тем фразеологизмы и отличаются тем, что их следует рассматривать не по частям, а лишь в составе всех слов, это неделимое словосочетание.

Отсутствие аппетита

Значение фразеологизма «Кусок в горло не идет» можно трактовать и так. «Кусок» в переносном смысле обозначает хлеб, еду, пропитание. Примером употребления слова в этом значении будет фраза «Дома ни куска нет!», которая означает отсутствие какого-либо съедобного продукта.

Пища поступает в желудок, проходя через горло. Следовательно, «кусок в горло» можно трактовать как процесс поедания чего-либо. Пример употребления словосочетания: «Так и суёт один за другим кусок в горло!» Так говорят о людях, страдающих обжорством.

Глагол «идти» часто используется со значением не движения, а выполнения какого-либо действия. С частицей «не» он несёт смысловую нагрузку неудачного результата действия или его отсутствия вовсе. «Никак дело не идёт – хоть тресни!» - так говорят тогда, когда что-то не получается.

Исходя из такой семантики слов, можно вывести более понятное значение фразеологизма «Кусок в горло не идет». Человек не может (или не хочет) поесть – вот что конкретно он означает.

Толковые словари о фразеологизме

Другой вопрос: в чём причина нежелания употреблять пищу, почему у человека кусок в горло не идет? Значение фразеологизма большинство словарей трактует как потерю аппетита из-за усталости, волнения, обиды или тяжёлых переживаний. Действительно, стрессовые ситуации часто приводят к тому, что человек не может есть. Или не хочет этого делать.

Есть несколько синонимов этой крылатой фразы:

  • Кусок в глотку (в рот) не лезет.
  • Кусок в горле (в глотке) застревает, поперек (глотки) горла встает.

Данные словосочетания идентичны фразе «Кусок в горло не идет».

Значение фразеологизма в связи со здоровьем человека

Но иногда люди используют эти слова для того, чтобы описать своё не душевное, а физическое состояние. Тогда значение фразы «Кусок в горло не идет» живописует отсутствие аппетита из-за болезни или плохого самочувствия. В данном варианте это словосочетание имеет более близкий к прямому смысл, ведь пища не может быть употреблена на самом деле из-за физического состояния человека: болезни гортани, пищевода, тошноты или заболеваний ротовой полости.

Некоторые испытывают отвращение к еде из-за брезгливости. Это тоже физическое состояние. И вполне объяснимое. Как, например, можно есть в морге? Или обедать рядом с человеком, который отвратительно чавкает и рыгает за столом?

Пример использования фразеологизма в контексте

Но каково бы ни было значение и толкование фразы «Кусок в горло не идет», её относят к фразеологизмам, так как обычно употребляют в речи именно в таком виде.

Пример

Раньше я не понимала маму, когда она говорила, что у неё кусок в горло не идёт. Покушать вкусно я очень любила. И отсутствием аппетита не страдала даже тогда, когда в мой дневник поселялась жирная «двойка» по физике. Хотя мама утверждала, что переживания способны напрочь отбить аппетит.

Я, конечно, жутко страдала из-за своих неуспехов в школе. Но эти ароматы, которые доносились из кухни! Они просто сводили меня с ума! И я даже как-то забывала о неприятностях. А уже после вкусного обеда мне и вовсе становилось так хорошо, что эти «двойки» и жирные записи в дневнике «Привести в школу родителей!» становились такими мелкими и несущественными.

И тут в нашем классе появился Он – красивый, гордый и неприступный. И я, само собой, сразу же влюбилась в него. По уши. Я могла часами смотреть на его профиль, сутками напролёт думать только о нём. Но он был ко мне абсолютно безразличен.

И как-то незаметно для меня вкусная еда отошла на второй план. Меня уже не радовали мамины плюшки и салаты, а борщи и жареная курочка потеряли свой аромат и привлекательность. Мало того, вся еда стала похожа на безвкусную жвачку…

Сначала я по привычке садилась за стол, совала в рот всё подряд и старательно прожёвывала. Но постепенно мне стал противен даже сам вид съестного.

Вот оно и наступило, то время, когда и мне кусок стал становиться поперёк глотки. Теперь-то я стала понимать свою мамочку. Ах, если бы он хоть раз глянул в мою сторону, улыбнулся бы мне!..

Комментарии