Изнанка жизни, или Кто такие люмпены
Как мы помним из школьной истории, термин люмпен-пролетариат ввел в обиход Маркс, обозначив таким образом его низшую прослойку. В переводе с немецкого слово обозначает «лохмотья».
Постепенно смысловое содержание этого понятия расширилось, и люмпенами стали называть всех, кто опустился на «дно» общества: бродяг, преступников, попрошаек, проституток и разного рода иждивенцев.
Обобщая известные определения, можно сказать, что слово люмпен теперь объединяет класс людей, лишенных личной собственности и перебивающихся случайными заработками, предпочитающих жить на те или иные социальные пособия.
Народное творчество
В современном языке, активно пополняемом молодежным слэнгом, это понятие еще больше расширилось. Теперь при произнесении слова люмпен, значение его может пониматься, по крайней мере, трояко:
• человек из низов (бомж, алкоголик, наркоман);
• человек вне общества (маргинал);
• беспринципный человек, не соблюдающий нормы общественной морали (подонок).
Таким образом, сейчас люмпеном могут назвать представителя любого класса общества, если его поступки подходят под одну из трех категорий. Вот, к примеру, фразы из масс-медиа: «растет и размножается люмпен-пипл», «да, я – люмпен-интеллигент» или «класс такой правящий есть в России – люмпен-бюрократия».
Кто такие люмпены: корни жизненной философии
Историки определили, что первые люмпены появились еще во времена античности, и породило этот класс рабовладельческое государство. В древнеримском обществе экономика строилась на использовании труда многочисленных рабов, и мелкие землевладельцы, не в силах конкурировать с большими хозяйствами, быстро разорялись. Это породило массовое переселение потерявших землю крестьян в город.
Номинально они обладали всеми правами, как граждане римского государства: могли участвовать в выборах, имели право голоса на городских собраниях. Однако никакой собственности у них не было, и работы – тоже, что вынуждало их поддерживать свое существование за счет «продажи» своих голосов в поддержку богатых клиентов, или оказывать другие мелкие услуги.
Римское правительство решило оказывать материальную помощь этим людям в виде увесистой меры зерна (примерно полтора кг в день), которую они получали по особым спискам.
В одном только Риме люмпен-пролетариат к началу первого тысячелетия насчитывал около 300 тысяч. Он стал принимать активное участие во всех политических и военных потасовках. Не имея собственных конструктивных интересов, эти люди готовы были служить любому – лишь бы обеспечить себе пропитание и получение нехитрых удовольствий.
Маргиналы – «пограничники» общества
Ну а что можно сказать о маргиналах? В переводе с латыни, это означает «пограничный» и относится к человеку, который отмежевался от своей социальной группы, но не смог интегрироваться в какую-либо другую. Количество маргиналов значительно увеличивается, когда происходят слишком быстрые изменения в общественном порядке: реформы, революции и т.д.
В России этот процесс начался с правления Александра II и продолжился усилиями Витте и Столыпина. К началу ХХ века наша страна уже имела значительную прослойку маргиналов самого разного толка.
След в русской литературе
Выделяются маргиналы и люмпены своей особенной психологией, достаточно ярко запечатленной в нашей классической литературе, например, у Максима Горького, описавшего, кто такие люмпены. В пьесе «На дне» он собрал представителей всех социальных прослоек: Барон – из дворянства, Актер – из людей искусства, Сатин – из технической интеллигенции, Бубнов – из мещан, Лука – из крестьян, а Клещ – из пролетариев.
Но не всех маргиналов можно отнести к люмпенам. Достаточно быть не согласным с установками своего круга, оставаясь внешне на той же социальной ступеньке. Так, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», на самом деле, жить плохо всем – от священников до холуев.
Если с этой позиции рассмотреть героев «Вишневого сада» Чехова, то все они подпадают под определение маргиналов: помещики, которых обстоятельства заставляют продавать землю; прислуга, с которой расстаются; лакей, до сих пор переживающий отмену крепостной зависимости; студент-недоучка, грезящий о революции.
Горький составил психологический портрет представителя еще одного варианта маргинальности – человека, который бунтарски «выламывается» (писательское определение) из своего классового окружения, категорически не принимая его ценностей, и в то же время, продолжая с успехом выполнять свои профессиональные функции («Егор Булычев и другие»).
Савва Морозов – маргинал из подполья
История легендарного фабриканта Саввы Морозова вполне в духе горьковского Булычева: он, как положено, эксплуатировал собственных рабочих, а вырученные деньги тратил на поддержку революционно-анархистских группировок, то есть сам себе копал яму. Но при этом еще и меценатствовал.
Подобная жизнь не могла не завершиться трагически – не выдержав внутреннего разлада, он, в конце концов, застрелился.
Люмпены и маргиналы: отличия
В толковых словарях отмечается, что люмпены и маргиналы – это общая характеристика людей, потерявших связь со своим социальным окружением, ставших изгоями в обществе. Но в чем же состоит их отличие?
Уточним, кто такие люмпены. По определению, это люди, утратившие связь не только со своей социальной группой, но и потерявшие средства зарабатывания на жизнь, не имеющие источника дохода. Маргиналы же всегда с краю: от своих отбились, а к кому пристать – не нашли. При этом они могут иметь смешанные черты двух граничащих между собой субкультур.
Другими словами, люмпены не имеют постоянной работы, а живут на случайные заработки, социальные пособия или преступают закон. Маргиналы – люди в пограничном состоянии, не адаптировавшиеся к изменившейся реальности.
Выходит, что люмпены и маргиналы – это две отдельные группы современного общества. Маргинальность – это скорее, инакомыслие, присущее человеку, потерявшемуся в мире, не соответствующем его ожиданиям.
С другой стороны, кто такие люмпены – это группа населения, не связанная никакими социальными факторами, не созидающая ценностей, паразитирующая на теле общества.
Маргинал – не очень лестная характеристика. Назвать люмпеном, значит, оскорбить.