Введение ФГОС: опыт, проблемы, перспективы
Введение ФГОС в образовательный процесс производится через изучение нормативно-правовой базы муниципального, федерального и регионального уровней. Кроме этого, формируется специальная рабочая группа, составляется основная программа учреждения, схема методической работы. Вместе с этим вносятся изменения в должностные инструкции, согласно требованиям по кадровому обеспечению. В качестве ключевого условия введения ФГОС выступает информирование родителей о переходе к новым стандартам.
Рабочая группа
Она формируется по приказу директора. Она создает план введения ФГОС. В него включаются такие вопросы, как:
- Изучение методических материалов.
- Разработка основной учебной программы.
- Создание рабочих проектов по предметам.
- Разработка программ внеурочной деятельности.
- Информирование родителей и обсуждение с ними новых стандартов (как будет проводиться тот или иной урок по ФГОС).
- Формирование мониторинговой системы для отслеживания основных результатов.
- Создание нормативно-правовой базы, сопровождающей введение ФГОС в школе или детском саду. Сюда входит издание локальных актов, посредством которых регламентируется деятельность учителей и сотрудников администрации.
Подготовительный этап
Введение ФГОС в ДОУ или учебном заведении среднего звена осуществляется в несколько этапов. На подготовительном этапе решается ряд ключевых задач. В частности, нормативно-правовая база учреждения дополняется локальными актами. В частности, осуществляется:
- Формирование Положения об учебной рабочей программе по основным предметам в соответствии с требованиями стандарта.
- Внесение изменений в должностные инструкции замдиректора по УР, классного руководителя в части организации введения ФГОС.
На подготовительном этапе проводится опрос родителей для выявления необходимости в проведении дополнительных занятий во внеурочное время. Неотъемлемым мероприятием на данной стадии является корректировка схемы методической работы. Ее основным направлением выступает изучение материалов, которыми сопровождается введение ФГОС. На основе анализа осуществляется разработка учебных программ. С родителями проводится обсуждение новой схемы, по которой будет вестись определенный урок по ФГОС. На собрании до них доводятся задачи и цели стандарта. По результатам подготовительного этапа издаются приказы, регламентирующие работу учителей, разрабатывается программа по внеурочной деятельности, утверждаются иные нормативные (локальные) акты.
Первые затруднения
Они возникают уже на стадии приведения нормативно-правовой базы в соответствие. На федеральном уровне были созданы документы, в которых присутствуют общие идеи и направления. Введение ФГОС затруднено отсутствием программ для конкретного учебного заведения, по конкретным предметам и внеурочной деятельности применительно к учреждению. Тем не менее эти сложности вполне преодолимы. Для этого создается рабочая группа. Ее члены должны тщательно изучить предложенный стандарт, адаптировать его к конкретному заведению. В данном случае необходимо провести глубокий анализ материалов. В соответствии с результатами разрабатывается нормативно-правовая база, модифицируются программы по внеурочной деятельности по нескольким направлениям:
- Общеинтеллектуальному.
- Спортивно-оздоровительному.
- Общекультурному.
- Социальному.
- Духовно-нравственному.
Введение ФГОС кардинально меняет представление учителей о содержании учебного процесса и образовательного результата. Нововведением для многих преподавателей является такое понятие, как универсальные учебные действия. Учителя имеют внушительный опыт взаимодействия с учениками, они знают, как развить детей. Перестройка сформировавшихся убеждений и поступков самого преподавателя становится серьезной проблемой для администрации и коллектива.
Методическое сопровождение
Введение ФГОС дошкольного образования требует от администрации активных действий. У специалистов должна сформироваться стойкая мотивация к работе с использованием новых стандартов. Немаловажное значение имеет и методическая готовность педагога к введению ФГОС. Для реализации этих задач в учреждении разрабатывается блок мероприятий по сопровождению специалистов. В качестве основной цели методической работы выступает формирование модели перехода ОУ к новым стандартам, обеспечение профессиональной готовности работников через систему непрерывного развития.
Проект
Он считается наиболее эффективным вариантом деятельности преподавательского состава в процессе введения ФГОС. Проект обеспечивает включение каждого учителя в коллективную творческую работу по освоению нововведений. Целесообразно разработать программу организации методической деятельности в связи с введением ФГОС. Обсуждение проекта осуществляется на педагогическом совете.
Группы учителей
Их создание способствует повышению эффективности всей работы. Создавая группы (творческие, по интересам и пр.), необходимо обратить особое внимание на:
- Исследование профессиональных проблем и потребностей учителей.
- Предоставление возможности выбрать формы и способы повышения мастерства каждому преподавателю. Учителя могут добровольно участвовать в тех или иных семинарах, посещать курсы. У педагогов должна быть возможность предложить свою индивидуальную программу повышения квалификации, дистанционно в том числе.
Формы методической деятельности
Они могут быть дидактическими и организационными, коллективными и индивидуальными. В качестве традиционных методических форм выступают:
- Педагогические советы.
- Заседания.
- Педагогический мониторинг, диагностика.
- Индивидуальная работа.
- Самообразование учителей.
- Аттестация.
- Семинары-практикумы.
- Открытые уроки.
- Предметные недели.
- Взаимное посещение уроков.
- Творческие отчеты.
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Ознакомление с методическими нововведениями, обсуждение.
- Практикумы по созданию схем уроков.
- Презентация наработок методического характера.
Ключевые темы
Введение ФГОС НОО сопровождается:
- Реализацией национальной учебной инициативы в деятельности учреждения, классного руководителя, преподавателя-предметника.
- Обновление технологий и содержания образовательного процесса в контексте внедрения ФГОС.
- Ознакомление с информационно- и учебно-методическими материалами, необходимыми для эффективного решения поставленных задач.
- Изучением особенностей современного урока, проектно-исследовательской и внеурочной деятельности.
- Разработкой технологии оценивания УУД, качества обучения, подготовкой к ГИА и ЕГЭ, совершенствованием преподавания.
- Мониторинг воспитательного процесса, анализ его эффективности.
Первые результаты
Введение ФГОС НОО сопровождается масштабной работой. В качестве первых заметных изменений в деятельности учебного заведения можно отметить:
- Заметное усиление положительной мотивации.
- Расширение представлений о содержании стандартов.
- Повышение методического мастерства в ходе освоения новых технологий.
- Эффективность созданной информационно-методической базы, на основе которой осуществляется внедрение ФГОС.
1 класс выступает в качестве переходного периода для детей младшего возраста. В этой связи необходима четкая координация деятельности учителей и воспитателей. Для ее обеспечения предусмотрено введение ФГОС в ДОУ. Уже на этом этапе должна быть сформирована четкая программа развития и обучения для каждого ребенка.
Введение ФГОС в 5 классе
Стандарты предусматривают новые методы оценивания учеников. Чтобы организовать систему мониторинга сформированности универсальных учебных и предметных действий, педагогический коллектив и администрация учреждения должны иметь адекватное представление об общих подходах к установлению степени освоения материала, содержании оценки, особенностях заданий, применяемых в обучении. Новые стандарты ориентируют работу на достижение качественно новых результатов и целей. Анкетирование преподавателей 5 кл. показало, что при выделении и анализе заданий, которые направлены на формирование УУД, затруднения испытывают до 40 % специалистов. При этом в оценке сформированности действий у детей сложности есть у всех учителей. Это обуславливается тем, что в течение продолжительного времени не было разработано единой диагностики предметных, личностных и метапредметных достижений. В этой связи введение ФГОС в первую очередь должно предполагать изучение содержания системы оценивания. Необходимо понять, в какой степени она стимулирует и поддерживает учеников, насколько точно будет обеспечиваться обратная связь, какова ее информативность, способна ли она включить детей в самостоятельную деятельность. В качестве основного критерия и задачи оценки выступает не освоение минимума программы, а овладение системой действий с изучаемым материалом.
Методы анализа результатов
При оценивании используются разные подходы. Они взаимно дополняют друг друга. В качестве наиболее популярных форм и методов выступают:
- Предметные/метапредметные письменные и устные стандартные работы.
- Творческие задания.
- Проекты.
- Практические работы.
- Самооценка и самоанализ.
- Наблюдения.
Отдельно место среди указанных форм занимают итоговые комплексные и предметные проверочные работы. Для индивидуализации системы образования этих стандартизированных мероприятий будет недостаточно. Учителю необходимо самому научиться разрабатывать такого рода задания. Вникнув в суть схемы составления работы, педагог сможет понять, каким образом ее содержание формирует и оценивает УУД.
Текущий мониторинг
Он осуществляется при помощи таблицы результатов образовательного процесса. Их размещают в "Рабочем журнале преподавателя". Этот документ представляет собой блокнот для текущих записей. Его ведение необходимо для фиксирования и хранения данных о динамике развития обучающегося, которые не могут отражаться в официальном журнале. В таблицах оценки выставляются в поле того действия или умения, которое являлось основным при решении поставленной задачи. Отметки ставят по пятибальной системе. Кроме этого, в 3-й четверти проводится экспериментальный мониторинг. Его задачей является своевременное обнаружение неуспешности или успешности обучения. В зависимости от этого выстраивается дальнейшая деятельность учителя по достижению эффективности в планировании материала.
Итоговые выводы по году
Введение ФГОС показало актуальность концептуальных идей и прописанных путей реализации стандартов. Они востребованы в системе современного обучения. Материально-технические возможности учреждения позволяют организовать урочную и внеурочную работу эффективно и мобильно. В течение всего времени пребывания ребенка в школе он получает положительный коммуникативный опыт, возможность проявить себя творческой, активной личностью. В ходе занятий особое внимание акцентируется на проектной деятельности. Как показывает практика, дети с интересом подключаются к самостоятельному поиску информации, ее интерпретации, презентации своих работ. При посещении уроков, которые проводятся в пятых классах, отмечено, что дети стали лучше выражать свои мысли, легче реагировать на вопросы преподавателя. Они активно вступают в диалог. Дети не просто воспроизводят все, что увидели или услышали, но и рассуждают, делают выводы, обосновывают их. Введение ФГОС позволяет развить навыки самоорганизации, которая направлена на решение поставленных задач. В результате большая часть детей в состоянии адекватно оценить свою работу. Что касается учителей, то наблюдение за ними показывает, что у них сформировался определенный уровень методической готовности. Преподаватели выстраивают по-новому учебную деятельность, владеют коммуникативными инструментами, мультимедийными источниками информации.
Отрицательные моменты
Введение ФГОС сопровождается, как выше уже упоминалось, рядом проблем. Кроме прочего, в материально-техническом обеспечении выявлены такие недостатки, как нехватка кабинетов в здании учреждения для проведения внеурочной деятельности. Что касается информационно-методических материалов, то в этой сфере необходимо совершенствование ресурсного потенциала. Кроме того, существуют также кадровые проблемы:
- Устойчивая методика преподавания, сложившаяся в предыдущие годы, еще замедляет введение ФГОС.
- Реализация проектной работы требует от учителя владения соответствующими технологиями и приемами в совершенстве.
В оценочной деятельности и диагностике существуют такие проблемы, как:
- Отсутствие необходимых материалов для анализа усвоения метапредметной работы. Это существенно осложняет педагогическую деятельность.
- Недостаточная развитость мероприятий по формированию портфолио как формы оценивания учащихся. Их совершенствование необходимо проводить в сотрудничестве с родителями.
Заключение
Сложностей при введении ФГОС достаточно много. Однако большинство из них вполне решаемы на уровне конкретного учебного заведения. В данном случае главное – не отступать от намеченных целей. Необходимо помнить, что даже самые подробные методические материалы, современнейшее оборудование не поможет получить эффективный результат, если сами специалисты не начнут с себя. При этом даже сформированная информационная, коммуникативная, профессиональная компетенция не обеспечат реализацию задач, которые ставит стандарт. Гарантией достижения поставленных целей являются новое сознание, позиция, отношения, кардинально отличающиеся от прежних представлений об образовательном процесс.