Комплектная трансформаторная подстанция КТП: производство, монтаж

Комплектные трансформаторные подстанции используются как на промышленных предприятиях, так и в коммунальных сетях населенных пунктов. Основным их достоинством считается надежность в работе и относительная дешевизна. Стоят КТП в два, а иногда в три раза дешевле обычных трансформаторных станций. Производится это электрооборудование по особой технологии с точным соблюдением нормативов, предусмотренных ГОСТами. Поэтому при необходимости такую подстанцию можно подобрать абсолютно для любой линии.

Виды КТП

По месту установки комплектные трансформаторные подстанции классифицируются собственно на КТП и КТПН. Блоки первой разновидности устанавливаются внутри помещений. Такие подстанции обычно используются на производстве. КТПН чаще применяются в коммунальных сетях. Габариты подстанции обоих видов могут иметь разные. Под большие установки устраивается фундамент.

Подстанция КТП может иметь разную мощность и назначение. По этому признаку такое оборудование подразделяется на следующие категории:

  1. КТП с трансформаторами мощностью от 25 до 400 кВт. Такие станции устанавливаются снаружи.

  2. КТП для промышленных предприятий. Этот вариант комплектуется трансформаторами, имеющими мощность от 160 до 250 кВт.

  3. Сборные КТП.

  4. КТП специального назначения. Такие конструкции могут использоваться в шахтах, на стройплощадках, в карьерах и т. д. В их конструкцию входит такой элемент, как салазки для передвижения.

По способу сборки станции этого типа подразделяются на мачтовые, наземные и встроенные. Первая разновидность устанавливается на вертикальных опорах. Наземные станции могут собираться в металлических, бетонных или сэндвич корпусах.

Заводы по производству КТП

Изготовление подстанций КТП производится на предприятиях, в структуру которых входят:

  1. Цех металлообработки.

  2. Сборочный цех.

  3. Цех низкого и среднего напряжения. Здесь действуют участок шинообработки, электромонтажа, наладки и испытаний.

Основные элементы конструкции КТП

Собирается подстанция КТП на производстве с использованием следующих основных элементов:

  • устройства ввода высокого напряжения;

  • масляного или сухого силового трансформатора;

  • распределительного шкафа для отвода напряжения.

Корпус подстанции, в зависимости от назначения и группы исполнения, может изготавливаться из металла, бетона или сэндвич-блоков.

Современные трансформаторные подстанции КТП: производство

Изготовление оборудования этого типа включает в себя несколько основных этапов. Сборка наиболее популярных КТП в стальном корпусе начинается в цеху металлообработки. Для их изготовления используется самый качественный материал. Детали корпуса изготавливаются обычно на специальных станках методом гибки и штамповки. Полученные таким образом заготовки сначала обрабатывают специальными антикоррозийными составами. Затем их окрашивают. При этом обычно используются порошковые средства. Такие красители являются наиболее устойчивыми к негативным факторам окружающей среды.

Производство подстанций КТП продолжается в сборочном цехе. Здесь методом клепки все заготовки соединяются в готовый корпус. Окончательно все элементы последнего монтируются в цеху среднего и низкого напряжения. Здесь на участке шинообработки по особой технологии изготавливаются элементы шинной системы. Далее в корпус устанавливается вся необходимая коммуникационная аппаратура. Производится эта операция на участке электромонтажа. Затем выполняется сборка всей автоматики и релейной защиты.

На заключительном этапе уже готовая станция поступает на участок наладки. Здесь она проверяется на работоспособность и соответствие предусмотренным ГОСТ нормативам.

Производство станций в бетонной оболочке

Комплектные трансформаторные подстанции КТП этого типа изготавливаются по другой технологии. В данном случае на первом этапе используются специальные формовочные установки. Необходимы они для заливки бетонной оболочки подстанции. При изготовлении последней используется каркасная арматура соответствующей конструкции. Застывший бетонный блок с технологическими отверстиями подвергается обработке специальными средствами, повышающими его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Кабельный этаж получившегося корпуса гидроизолируется.

Электрооборудование внутрь блока устанавливается в этом же цеху. Поступает оно с участка низкого и среднего напряжения. После его монтажа, как и в первом случае, производятся испытания и наладка оборудования.

Монтаж КТП

Установку станций этого типа обычно выполняют специалисты того же предприятия, на котором они были изготовлены. Площадка перед монтажом тщательно подготавливается. Далее производится разметка под основание станции — фундамент либо опорные швеллера. Небольшая подстанция КТП может быть доставлена на место установки уже в собранном виде. Крупное оборудование этого типа подвозят по частям - блоками. Собирают их уже на месте монтажа.

После возведения основания приступают собственно к установке станции. Шкафы поднимают с применением автокрана. В случае отсутствия подобной техники пользуются специальными катками, изготовленными из толстых стальных труб. Для подъема распределительных устройств применяют инверторные стропы, закрепленные на концах опорных швеллеров.

После того как подстанция КТП будет установлена на основание, приступают к подключению электрооборудования. Этот этап состоит из таких операций, как присоединение выводов трансформаторов к РУ, сборка воздушных и кабельных линий и т. д.

После окончания этих работ в обязательном порядке проверяются надежность всех болтовых соединений, исправность механических блокировок, аппаратов и приборов. Также внимательно осматривается изоляция с целью выявления возможных повреждений.

Монтаж комплектных трансформаторных подстанций КТП из нескольких блоков

В данном случае установка производится примерно по той же методике. Однако при мотаже КТП, состоящих из нескольких основных частей, помимо всего прочего, следует соблюдать порядок сборки блоков. Первым устанавливают крайний. Далее монтируют блоки поочередно. Перед подъемом с каждого из них снимают заглушки, закрывающие выходящие наружу концы шин. После установки блоков шины системы заземления привариваются к опорным швеллерам.

Особенности подключения к сети

Схему питания подстанция КТП может иметь радиальную или магистральную. В первом случае при подключении по принципу блок — линия — трансформатор допускается применять глухое соединение с ТМ. Если схема питания у станции магистральная, предварительно устанавливается шкаф УВН. При мощности трансформаторов в 1000-1200 кВт к одной магистрали обычно присоединяют 2-3 КТП. Если этот показатель меньше, используется 3-4 станции.

Правила, которые необходимо соблюдать

Производиться монтаж подстанции КТП должен с обязательным соблюдением следующих нормативов:

  • Устанавливаться станция может на высоте не более 1000 м над уровнем моря.

  • Температура окружающего воздуха должна соответствовать нормативам, предусмотренным для данной конкретной модели. Этот параметр указывается в инструкции (обычно от -40 до +40 гр.).

  • В непосредственной близости от станции не должно находиться никаких взрывоопасных или химически активных веществ.

  • Установленное оборудование не должно подвергаться тряске, ударам или вибрации.

Особенности эксплуатации

Основным оборудованием, требующим периодического обслуживания в подстанции, является аппаратура распределительных щитов и собственно сам силовой трансформатор. При эксплуатации КТП следует соблюдать такие нормативы:

  • Ток нагрузок не должен превышать указанные в инструкции показатели. В станции с двумя трансформаторами, к примеру, он не должен быть выше 80% от номинального.

  • Необходим периодический контроль нормальной циркуляции масла через фильтр. Проверка выполняется по степени нагрева верхней части кожуха.

  • Оксидную пленку и шлам с контактной системы следует удалять не реже одного раза в год.

Если при изготовлении, монтаже и обслуживании подстанции соблюсти все технические условия, работать она в последующем будет бесперебойно и долго. В противном случае у управляющей компании или производственного предприятия обязательно возникнут разного рода проблемы. Поэтому выбирать производителя КТП следует тщательно, ориентируясь прежде всего на репутацию компаний, предлагающих такие услуги.

Комментарии
Чем можно почистить масло в подобной подстанции?