Трюффо Франсуа: биография, творчество, цитаты, фильмография
Одним из основоположников такого феномена в мировом кинематографе, как «Французская новая волна», является Трюффо Франсуа. Биография, творческий путь и личная жизнь этого блестящего актера, талантливого кинорежиссера, сценариста и продюсера будут рассмотрены в данной статье.
Скоро исполнится восемьдесят четыре года со дня рождения Франсуа Трюффо. И хотя режиссера нет с нами вот уже более тридцати лет, чем это не повод вспомнить его блестящий творческий путь? Трюффо является примером человека, «который сам себя создал». У него не было богатых родителей и могущественных покровителей. Но он осуществил свою мечту детства – стал снимать фильмы. И их в послужном списке Трюффо более чем тридцать штук. Самой известной его актерской работой стала роль Клода Лакомба в картине «Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977). А режиссерскую славу Трюффо принесла лента 1973 года «Американская ночь», которая удостоилась «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм».
Детство
Трюффо Франсуа увидел свет в Париже шестого февраля 1932 года. Он был внебрачным ребенком, и его мать, Жанин де Монферран, не желала открыть ему имя его биологического отца. Сама она работала секретаршей в газете «Иллюстрасьон». Сразу же после рождения ребенка она сдала его на попечение сначала кормилице, а потом своей матери, Женевьеве де Монферран. В конце 1933 года секретарша все же вышла замуж. Ее избранником стал Ролан Трюффо, чертежник архитекторской компании. Весной 1934-го у пары родился мальчик, который умер спустя два месяца. Ролан Трюффо усыновил маленького Франсуа и дал ему свою фамилию. Однако в бедной квартирке чертежника просто не было места для ребенка. Он вынужден был спать в коридоре, а потому предпочитал жить у бабушки, которая обитала в девятом округе Парижа. Именно Женевьева де Монферран привила внуку любовь к кино, музыке и книгам.
Отрочество
Бабушка умерла, когда Трюффо Франсуа исполнилось десять лет. После этого он вынужден был поселиться в квартире чертежника. Однажды Франсуа нашел его дневник, и только таким образом узнал, что Ролан – не его родной отец. Это не давало покоя мальчику. Уже став взрослым, в 1968 году, Франсуа обратился в частное сыскное агентство с просьбой разыскать своего настоящего отца. Расследование детективов показало, что им был некий Ролан Леви, еврей родом из Португалии, который родился в Байонне и работал в тридцатых годах дантистом в Париже. Биологический отец многое пережил во время фашистской оккупации Франции, а потом женился в 1949 году и имеет двух детей.
Подростком Франсуа старался как можно реже бывать дома и много времени проводил на улице с друзьями. Еще в восьмилетнем возрасте, после просмотра фильма Абеля Ганса «Потерянный рай», он твердо решил связать свою судьбу с кинематографом. Он часто прогуливал уроки, а в четырнадцать лет вообще бросил школу.
Трюффо Франсуа: творчество
У молодого человека не было ни денег, ни связей. Чтобы хоть как-то приобщиться к миру кинематографа, он пишет статьи для «Cahiers du Cinema». Этот журнал основал известный критик Андре Базен. Вместе с Трюффо статьи в «Кинематографические тетради» пишет и другой молодой человек – Жан-Люк Годар. Оба одаренных автора стали впоследствии признанными режиссерами. Когда Трюффо исполнилось двадцать три года, он снял свою первую короткометражку – «Визит» (1954). Затем последовали ленты «Сорванцы» и «История воды». Последнюю сняли в соавторстве Ж-Л. Годар и Франсуа Трюффо. Фильмография серьезных работ режиссера начинается с «Четыреста ударов» (1959). Эта первая полнометражка принесла Трюффо не только «Золотую Ветвь» на Каннском фестивале, но и мировую славу. И, поскольку фильм этот в какой-то мере автобиографический, мы должны уделить ему более пристальное внимание.
Антуан Дуанель – альтер эго режиссера
Название «Четыреста ударов» - идиома. В русском языке ему соответствует «вода, огонь и медные трубы». Через большие испытания прошел четырнадцатилетний мальчик, которого сыграл юный актер Жан-Пьер Лео. Учителя считают Антуана Дуанеля прогульщиком и хулиганом, а родители не уделяют ему никакого внимания. Поэтому трудный подросток бунтует с удвоенной силой. Антуан Дуанель сбегает со школы, пробирается «зайцем» в кинотеатры и наслаждается фильмами. Его помещают в исправительный закрытый интернат, но и оттуда ему удается бежать. После этого фильма Трюффо Франсуа вконец рассорился со своими родителями, ведь не только они (но и соседи тоже) без труда узнали в главном герое остававшегося за кадром режиссера. Но фильм принес награду в Каннах, мировую славу и большую кассу. А потому повзрослевший Жан-Пьер Лео снимался в роли того же Антуана Дуанеля еще в четырех картинах Трюффо: «Антуан и Колетт», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг» и «Сбежавшая любовь» (1962-1979 годы).
«Французская новая волна»
Несмотря на оглушительный успех автобиографической ленты «Четыреста ударов», а также пробы в жанре триллер «Стреляйте в пианиста» (в главной роли снялся сам Шарль Азнавур), о новом направлении в кинематографе заговорили лишь после выхода на экраны третьей полнометражки – «Жюль и Джим» (1961 год). Любовный треугольник блестяще отыграли актеры Анри Серр, Оскар Вернер и Жанна Моро. Картина запомнилась зрителям прекрасным саундтреком, а Time включила ее в ТОП «Сто вневременных фильмов». Тогда кинокритики и заговорили о «Новой французской волне». Черты этого течения попытался выразить сам Франсуа Трюффо. Цитаты его высказываний сводятся к тому, что фильм должен постоянно держать зрителя в напряжении. Реплики, звук – все это лишь эскорт той драмы, которая разыгрывается в мимике актеров. Фактически, режиссер обращался за вдохновением к мастерам немого кино. Кумиром для Трюффо был Хичкок. Этот режиссер не допускал банальности в своих работах. И в результате зрители пленены происходящим на экране, пока в кинотеатре не зажжется свет.
Актерские работы
Дебютировал Трюффо Франсуа в фильме «Дикий ребенок» (1969 год), где сыграл доктора Жана Итара. Эта роль не принесла значимого успеха, но уже следующая – в «Американской ночи» - обратила на него внимание публики. Похвалы кинокритиков вызвала актерская работа Трюффо в фильме Спилберга «Близкие контакты третьей степени», где он воплотился в Клоде Лакомбе. И, наконец, еще одна и последняя роль – Жульена Давена в ленте «Зеленая комната» (1978 год). Кстати, режиссер любил появляться в собственных фильмах, мелькая среди статистов то как человек, читающий газету на террасе кафе, то как прохожий. Трюффо признался в одном из интервью, что такой почин потом трансформировался в предрассудок. Позже режиссер, желая удачи своему фильму, пытался попасть в кадр первых пяти минут съемок.
Успехи и провалы
Не стоит думать, что творческий путь Франсуа Трюффо был устлан розами. Попадались на этой дороге и шипы. Так, фильм «Нежная кожа» (1964 год), в котором снялась сестра Катрин Денев, был откровенно провальным. Но следующая картина – экранизация рассказа Брэдбери «451° по Фаренгейту» - реабилитировала режиссера в глазах публики. «Американская ночь» потянула сразу на четыре номинации на «Оскар». Трюффо, который, по своему обычаю, был и режиссером, и актером (Ферран), получил одну статуэтку – за «Лучший иностранный фильм». «Последнее метро» завоевало сразу десять «Сезаров» - престижного французского приза в кинематографе. Но нужно отдать должное и звездному актерскому составу. В фильме снялись Жерар Депардье и Катрин Денев. «Соседка» - предпоследний фильм Трюффо. В ленте снялись Депардье и Фанни Ардан. Этот фильм также удостоился любви публики и похвал кинокритиков.
Трюффо Франсуа: личная жизнь
Мальчиком будущий режиссер был очень влюбчив. И остался таковым всю свою жизнь. Первой его любовью была Лилиан, которой он засовывал любовные записки в шорты. Уже в четырнадцать лет у него был роман (правда, неудачный) с секретаршей Женевьевой Сантен. Когда отчим поместил Франсуа в исправительный центр для подростков, он сошелся с мадмуазель Риккерс, которая работала там психологом. Потом был роман с Лилиан Литвин, с которой Трюффо сошелся на почве любви к кинематографу. Потом дон-жуановский список пополнила итальянка Лаура Марри. На Венецианском кинофестивале молодой режиссер встретился с дочерью продюсера Мадлен Моргенштерн. И женился на ней – в 1957 году. Мадлен подарила ему двух дочерей, но в 1965-м пара развелась. Злые языки поговаривали, что брак с Мадлен зиждился исключительно на расчете – ведь тесть спонсорировал Трюффо деньгами для продолжения карьеры в кинематографе. Но, скорее всего, Мадлен надоели многочисленные романы Франсуа, а ему самому – чувство вины перед женой.
Смерть режиссера
Так уж получалось, что почти все актрисы, снявшиеся в фильмах Трюффо, неминуемо становились его любовницами. Так произошло с Мари-Франс Пизье, которая исполнила роль Колетт в «Любви в двадцать лет», с Бернадеттой Лаффон из ленты «Сорванцы». Список разбитых женских сердец у режиссера такой же длинный, как и его фильмография. Трюффо Франсуа и Катрин Денев сошлись на съемочной площадке «Последнего метро». Роман был настолько бурным, что актриса согласилась иметь ребенка от своего любовника. Но этому было не суждено случиться. А вот актриса Фанни Ардан после съемок «Соседки» подарила режиссеру дочь. Но когда Франсуа заболел раком мозга, за ним ухаживала лишь его отвергнутая жена, Мадлен Моргенштерн. Умер Трюффо 21 октября 1984 года в пригороде Парижа Нёйи-на-Сене. На кладбище Монмартр пришли все женщины, которых он любил.