Соцабсурдист Юрий Мамин
В недалеком прошлом советский и нынче российский режиссер-постановщик театра и кино, автор сценариев Юрий Мамин недаром удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РФ. В отдельных кинолентах автор выступал и в качестве композитора, сочиняя музыку к своим работам.
- «Рокмен».
- «Желаю вам…».
- «Не думай про белых обезьян».
- «Праздник Нептуна».
- «Русские страшилки».
- «Фонтан».
- «Горько!».
- «Санчо с ранчо».
- «Бакенбарды».
- «Плывем на Гавайи».
- «Окно в Париж».
- «Дожди в океане».
Не лучшие времена
Ныне мастер переживает далеко не лучший период, его утомили пока безрезультатные поиски финансирования для съемок сатирического сиквела «Окно в Париж, 20 лет спустя». Юрий Мамин создал первую картину «Окно в Париж» в далеком 1993 году. Кинолента стала зеркалом, точно отразившим все процессы, происходившие в социуме в начале 90-х гг. Вдохновившись успехом фильма, который оценили зрители со здоровой самоиронией, режиссер все чаще возвращался к идее создания сиквела. Так как он считает, что умение смеяться над своей ущербностью и над недостатками – великий дар, и первоначальный шаг к излечению социума от болезней. Задумку постановщика поддерживал сценарист Владимир Вардунас, но его скоропостижная кончина еще больше отодвинула процесс начала производства. В прошлом году Юрий Мамин решил воплотить в жизнь их общий замысел, и тут появилась проблема с финансированием.
Безумная фантасмагория
В отличие от остальных киноработ режиссера, более-менее ясных и порой предсказуемых, классифицировать жанровую принадлежность фильма «Не думай про белых обезьян» практически невозможно. Долгое время молчавший комедиограф, наконец, порадовал зрителя, создав натуральный опус магнум, со своими авторскими формами, плюсами и минусами. Это фееричная фантасмагория, безудержная сатира. Мамин умудрился в приличный хронометраж (два часа) не считаясь с особенностями зрительского восприятия впихнуть почти все известные вариации прекрасного – устные, музыкальные, письменные и визуальные. Зрителю непременно запомнится саундтрек из кино «Не думай про белых обезьян». Написанная режиссером музыкальная композиция схожа с мефистофелевским дивертисментом памяти всех композиторов.
Возвышенное или земное
Если форма творения Мамина особых претензий не вызывает, скорей обескураженное удивление, то содержание явно прихрамывает. Главный герой перспективный и не обделенный талантом бармен Владимир, проще Вова (Михаил Тарабукин), получает от своего будущего тестя и шефа Гаврилыча приличную сумму для преображения затопленного подвала в трактир, а чердака-мансарды - в офис. С подвалом все складывалось как нельзя лучше, а вот на чердаке героя поджидал неожиданный реприманд в виде: невезучей Дарьи (Екатерина Ксеньева), склонной к самоубийству и стриптизу; алкоголика и свободного художника Геннадия (Алексей Девотченко); странного человека Ху-Пунь. Руководствуясь меркантильными соображениями, главный герой принимает решение использовать прятавшуюся богему в качестве рабсилы. Но сближение Вовы и странной троицы вызывает кардинальное изменение психики главного героя и все в его жизни летит кувырком.
Китчевое шоу
С целью достучаться до зрителя, Юрий Мамин устраивает в своих проектах масштабное шаманство: песни и танцы чередуются с лепкой и живописью, продолжаются философскими диалогами и декламацией при участии Басилашвили и Юрского. Показательны и «вылазки» автора в «личное» главного героя и в «коллективное» - сумасшедший дом. Интересен авторский прием со съемкой параллельной ленты в Эрмитаже.
Соцабсурдист
Юрий Мамин фильмы снимает подобные шампанскому – бурлескные, порой смешно запутанные, схожие с не имеющим аналогов китчевым шоу. Смотрящий его произведения киноискусства раз за разом вступает на шаткую стезю толкований, которая из-за обилия сатирических пародий и массы культурных ссылок становится еще более нестабильной. Удивительно, но соцабсурдисту Мамину удается оставаться злободневным с вечной волнующей аллегорией русской мысли. Послание режиссера, если припомнить его фильмографию: «Окно в Париж», «Праздник Нептуна», «Бакенбарды» и «Фонтан», схоже с сериалом протяженностью в четверть века. Очередная работа обращает внимание на приверженность Мамина трем метафорам – дому, чердаку-крыше и подвалу. В целом все работы автора подобны всемирному фестивалю ремесел и искусств. Нельзя сказать, что они держат в напряжении каждую минуту, они просто то затихают, то фонтанируют полузабытыми настроениями и фантастическими образами. Нельзя утверждать, что режиссера выделяет безукоризненный вкус во всем, но каждое его творение – это киновенигрет из возвышенного и низменного.