Николай Баталов: биография и роли в театре и в кино
Недавно в России был поставлен мюзикл «Поющие под дождем». Какое он имеет отношение к актеру Николаю Баталову? Самое прямое, ведь там рассказывается об артистах немого кино, которым с трудом дается работа в «говорящем фильме». Причем если одна из главных героинь американского мюзикла терпит фиаско, и ей вызывают дублершу, то артист Николай Баталов с честью преодолел это испытание и снялся в первой советской звуковой картине. К сожалению, сегодня об этом талантливом артисте, рано ушедшем из жизни, вспоминают лишь немногие, а подавляющее большинство зрителей вообще ничего не знают ни о его жизни, ни о его творчестве.
Детство и учеба
Кто же такой Николай Баталов? Биография его — это история талантливого человека, который жил и творил, одновременно борясь с коварной болезнью. Родился он в Москве в 1899 году. Его родители были крестьянами из Ярославской губернии, приехавшими в столицу в поисках лучшей жизни. Они отдали сына в Торговую школу им. Александра Первого. По окончании учебы, в возрасте 16 лет, Николай принял важное решение стать актером. Для достижения этой цели он сдал экзамены и поступил в Школу драматического искусства, которая вскоре была преобразована во Вторую студию.
Работа в театре
В 1916 году Николай Баталов поступил в МХТ. Он сразу же привлек внимание зрителей, создав трогательный образ Пети-переплетчика в постановке пьесы 3инаиды Гиппиус «Зеленое кольцо». Критики назвали удавшимися и его работы над образами Нечаева в «Младости», Тараса-Брюхана в «Сказке об Иване-дураке» и др.
Вместе со студией Баталов совершал гастрольные поездки по стране, во время которых жители провинции могли видеть его игру в спектаклях «Потоп» Г. Бергера и в спектакле-фарсе «Адвокат Патлен» Давида-Огюстена Брюэса.
В МХТ Николай Баталов познакомился с Михаилом Чеховым, который пригласил его в качестве партнера по сцене в свой знаменитый водевиль «Пишо и Мишо». Из серьезных ролей артиста в этом театре следует отметить и образ страстного Франца Моора в «Разбойниках» Шиллера, поставленных Б. И. Вершиловым.
Николай Баталов принял активное участие в «советизации» МХАТа. В частности, с 1925 года он входил в органы внутреннего управления театром. Некоторое время он практически заведовал труппой. Кроме того, актер участвовал в первых премьерах МХАТ советского периода и требовал заменить произведения «стариков»-идеалистов и строить новый Художественный театр с репертуаром, созвучным лозунгами партии большевиков. Несмотря на это, он с радостью взялся за роль Фигаро, в которой артист вышел на сцену в последний раз, прежде чем болезнь приковала его к постели.
Работа в немом кино
В 1923 году Баталова пригласили на съемки фантастической картины «Аэлита» по роману А. Толстова, которую снимал режиссер Яков Протазанов. Ему досталась роль красноармейца Гусева, с которой он прекрасно справился, хотя это была его первая работа в кино. После премьеры фильма в прессе появились восторженные статьи, в которых он назывался антиподом «писаным красавцам» западного кинематографа и именно тем актером, который способен воплотить на экране образ советского человека.
Спустя 2 года после громкой премьеры «Аэлиты» зрители увидели Николаева Баталова в фильме Леонида Пудовкина «Мать», где он сыграл Павла Власова. Эта роль утвердила актера в амплуа героя, борющегося за права трудового народа.
Работа в звуковом кино
Как уже было сказано, Баталов был одним из первых советских актеров, которые заговорили со зрителем с экрана. В 1931 году он снялся в легендарном фильме «Путевка в жизнь». Режиссером этой первой советской звуковой кинокартины был Николай Экк, решивший, что в роли руководителя трудовой коммуны, который успешно перевоспитывает беспризорников в «настоящих советских людей», правдоподобнее всего будет смотреться Николай Баталов. Актер превосходно справился с поставленной перед ним задачей, которая усложнялась тем, что до этого у него был опыт съемок только в немых фильмах. Однако огромный опыт работы на театральных подмостках позволил Баталову быстро перестроиться и перестать выражать эмоции посредством жестов, как это было принято в кино до изобретения способа совместить картинку и звук.
Болезнь и личная жизнь
Съемки «Аэлиты», проходившие в экстремальных условиях, завершились для Николая Баталова серьезной простудой, которая стала причиной туберкулеза. Из-за ухудшения состояния здоровья актер даже сделал перерыв в театральной карьере, а после возвращения на сцену часто отказывался от ролей, следуя совету врачей, запретивших ему переутомляться. Его плохое самочувствие очень огорчало Ольгу Андровскую, на которой Николай Баталов был женат с 1921 года (в браке родилась дочь). Эта талантливая актриса, начиная с 1930 года, когда состояние здоровья актера резко ухудшилась, практически отказалась от сцены и ухаживала за ним до самой его смерти в 1937 году.
Теперь вы знаете, какую жизнь прожил Баталов Николай Петрович — один из пионеров отечественного звукового кино, сыгравший несколько десятков интересных ролей.