Русский рокер Александр Кутиков
Среди людей, близких к миру отечественной рок-музыки, бытует устойчивое мнение, что по своим композиторским и вокальным способностям Александр Кутиков достоин более впечатляющей сольной карьеры. Он смог бы добиться большего, использовав весь свой потенциал для личного успеха, а не для коллективного творчества в составе хоть и культовой, но группы.
Ответ у Кутикова один: «Машина» - дом родной, «машинисты» - семья, а личными проектами он занимается не меньше других.
Горнист с Патриарших
Он один из самых преданных болельщиков московского «Спартака». Александр Кутиков шутит, что любовь к футболу и отчество – это всё, что досталось ему в наследство от отца. Виктор Петухов, кроме «Спартака», играл за «Крылья Советов» из Куйбышева. Но вместо него, рано ушедшего из семьи, главным в семье мужчиной был дед по материнской линии - Наум Моисеевич Кутиков, проживший сложную жизнь номенклатурного работника сталинского и хрущевского времени.
Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Москве близ Патриарших прудов. Его мама танцевала в цыганском ансамбле и, очевидно, наделила сына музыкальностью и артистизмом на генетическом уровне. Детство будущего рокера было типичным советско-пионерским с формально-организованной школьной жизнью с утра и бурной дворовой жизнью до ночи, где сильный характер и крепкие кулаки были ощутимым достоинством. Занятия боксом помогали Саше поддерживать авторитет среди друзей с Патриарших, а занятия в музыкальной школе по классу духовых инструментов облегчали жизнь в школе и пионерском лагере – лучшего горниста было не найти.
Обретение ориентиров
В 14 лет он впервые услышал у друга незнакомую доселе музыку - это были The Beatles. Одна из композиций Norwegian Wood так поразила Кутикова, что скоро желание заниматься подобной музыкой стало для него определяющим на всю последующую жизнь. Появился стимул для освоения гитары, чему помогли занятия в музыкальной школе.
Для начала трудовой деятельности Александр Кутиков выбрал специальность в родственной музыке области – звукооператор. Вскоре он стал одним из самых молодых специалистов по работе со звуком на Гостелерадио. Среди тех, кого он записывал во время трансляций и в студии были многие звезды эстрады того времени: Карел Готт, Хелена Вондрачкова, «Поющие гитары» и т.д. Людей с общими интересами всегда тянет друг к другу, и вскоре Кутиков оказывается в среде тех, кто был причастен к рождению отечественного рока.
Рождение "МВ"
Позднее Кутиков полусерьезно говорил, что желание освоить игру на бас-гитаре возникло из двух обстоятельств. Первое – на басу меньше струн, второе – острый дефицит на классных басистов во всех группах, которые возникали с конца шестидесятых по всей Москве. Он быстро стал известен как мастер игры на басу. Поэтому, когда молодой Андрей Макаревич искал замену ушедшему в армию гитаристу, Кутиков оказался кстати. С Андреем они подружились со времени его учебы в архитектурном институте, поэтому в команду он влился безболезненно, внеся в неё мажорный рок-н-ролльный дух.
Александр Кутиков, биография которого оказалась связанной с «Машиной Времени» с 1971 года, несколько раз покидал группу, чтобы с 1979 года быть уже её бессменным участником. Первый уход был вызван конфликтом с одним из сооснователей группы – Сергеем Кавагое, из-за которого в 79-м году «МВ» пришлось воссоздавать заново. В 1975 году Кутиков покинул группу, чтобы официально устроиться на работу – его пригласили в Тульскую филармонию, иначе ему грозил срок за тунеядство.
«Високосное лето»
После первого ухода из «МВ» Кутиков играл в группе, созданной Крисом Кельми и А. Ситковецким из «обломков» команд «Аэропорт» и «Садко». Время, проведённое в «Високосном лете», оказалось для музыканта полезным. Он приобрел ценный опыт работы с высококлассными музыкантами, лишний раз оценил значение поэтической составляющей рока: по его рекомендации тексты для некоторых композиций «ВЛ» писала известная поэтесса Маргарита Пушкина. В группе он познакомился с ударником Валерием Ефремовым, ставшим его долголетним соратником по «Машине».
Вершиной этого творческого союза стала скандальная победа на рок-фестивале 1974 года в Таллинне, где участвовала и «Машина Времени». Тогда вопреки давлению идеологических органов, группа стала лауреатом. Но двум медведям в одной берлоге тесно, и «Високосное лето» распалось на «Рок-ателье» и «Автограф», а Кутиков и Ефремов вместе с Макаревичем стали ядром возрожденной «Машины Времени».
Новый поворот
Андрей Макаревич и Александр Кутиков, фото которых присутствовали на всех дисках и афишах «МВ», вновь стали работать вместе. За четыре с лишним десятилетия состав группы много раз тасовался, но как говорит Александр: «Это же все наши люди!». За всё это время он внес весомый вклад в коллективный творческий процесс. Кутиков - полноценный соавтор многих композиций, с которыми олицетворяется «Машина». Он сочинял музыку к таким хитам, как «Поворот», «Скачки», «За тех, кто в море», «Музыка под снегом», «Ночь», «В добрый час», «Он играет на похоронах», «Если бы мы были взрослей». По мнению ценителей, только неповторимый кутиковский вокал придаёт исполнению этих песен подлинную аутентичность.
Подобно другим участникам «Машины Времени» накапливает собственный музыкальный материал и Александр Кутиков. Дискография его сольных альбомов началась в 1990 году с диска «Танцы на крыше» и насчитывает семь альбомов. Среди них «Лавка Чудес» (1996), «The Best. Машина времени» (2002), «Демоны Любви» (2009). В 2014 году начался новый этап в сольном творчестве музыканта. Он стал активно сотрудничать с людьми, которые раньше помогали ему в записи сольных дисков. Вскоре вышел альбом «Александр Кутиков и группа «Нюанс».
С «Машиной» и без нее
Ему свойственно множество творческих воплощений. Он опытный саунд-продюсер, работавший со звездами рок и поп-музыки: Аллой Пугачевой, Леонидом Агутиным, группами «Браво», «Наутилус-Помпилиус» и многими другими. Выпускал диски с записями И.Бродского и Ю.Алешковского. Он участвовал во многих телепроектах, среди них знаменитые «Старые песни о главном». Он владелец звукозаписывающей компании.
Но, главное, он продолжает сочинять и исполнять хорошую музыку.