Советский бронетранспортер 152-БТР: технические характеристики

Проблема транспортировки личного состава после Великой Отечественной войны глубоко волновала все советские КБ, и особенно Верховное командование. С учетом прошлого опыта было очевидно, что использование для этой цели обычных грузовиков просто преступно, так как любая мина, налет вражеского самолета или даже обстрел из легкого стрелкового оружия могут отправить в небытие целое отделение. Именно на фоне этих размышлений и появился первый классический бронетранспортер 152-БТР.

Гусеница или колесо?

И вопрос этот далеко не праздный даже на сегодняшний день. Первоначально опыта у наших конструкторов не было никакого, изыскания велись в обоих направлениях. Сначала побеждали апологеты гусениц: такие машины подкупали своей проходимостью, на них можно было навесить много брони. Но было несколько проблем.

Во-первых, сложность подготовки механиков-водителей для такой техники была высока и мало в чем уступала учебе для танкистов. Мотопехота же являлась массовым родом войск, и подготовка такого количества высококлассных специалистов была затруднена. Кроме того, сказался негативный опыт Великой Отечественной.

Речь идет о логистике. Гусеничные бронетранспортёры даже по предварительным расчетам должны были потреблять минимум на 1/3 больше топлива, а если смотреть на вооруженность по отношению к массе, и того больше. Как подвозить такую мвссу солярки в условиях новой большой войны?

Кроме того, колесные машины несравнимо проще в эксплуатации, ремонте и производстве, моторесурс у них намного больше. Наконец, такие БТР сравнительно легко сделать плавучими, в то время как с гусеничной техникой такой финт провернуть намного сложнее. Выбор был сделан, и на свет появился 152-БТР.

Начало разработки

Уже в начале 1946 года на заводе ЗИС было начато производство автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Опять-таки по опыту всех предшествующих лет машину изначально делали многопрофильной, одинаково хорошо подходящей для использования как в народном хозяйстве, так и в вооруженных силах. Вскоре конструкторы осознали, что абсолютно универсальное бывает только в сказках и мечтах, а потому сосредоточились над исследованиями в области сугубо армейского транспортера, который получил индекс «Объект-140».

Использовались агрегаты от стандартного ЗИСа. Также от него была позаимствована и рама, укороченная на 385 мм. Но при этом конструкторы применяли схему компоновки с тремя осями. В отличие от исходной модели использовался как удлиненный ход подвески, так и более мощные, удлиненные и усиленные рессоры.

Характеристики шин

Шины – с укрупненными и мощными зацепами, которые обеспечивали повышенную проходимость практически на любых типах грунта, в любых погодных и климатических условиях.

Шины предполагалось использовать только низкого давления (4 кг/см3). Для всех мостов применялась единая колея. Устойчивость к повреждениям (в том числе и при обстрелах) конструкторы изначально планировали достичь, используя систему с двумя камерами, а также смонтировав устройство централизованного их накачивания на ходу. Чтобы 152-БТР мог вывозить десант из опасных мест с максимальной скоростью, движок машины форсировали сразу до 118-122 л. с. (но гарантированное значение не превышало 110 л. с.).

Основные характеристики машины

Корпус – несущего типа, сварен из броневых листов, толщина которых составляла 6, 8, 10 и 13 мм. За счет продуманного и рационального наклона лобовой брони последняя могла «держать» попадания пуль калибра 12,7 мм. Моторное отделение – в передней части машины, за ним располагался отсек управления. Как и у БТР-40, десантный отсек у этого аппарата располагался в задней части и был полностью открыт сверху.

Для защиты десанта от пыли и атмосферных осадков использовался съемный брезентовый тент. Посадка и высадка десанта осуществлялась через двери в задней стенке корпуса. В передней части имеется две двери, через которые в машину залезали водитель и стрелок.

Средства самозащиты БТР

Передний лист брони имел встроенные жалюзи, облегчавшие скрытные обзор окрестностей для экипажа. Смотровые люки в боевых условиях предполагалось закрывать броневыми крышками со вставками из закаленного, пулестойкого стекла. В состав штатного оружия самообороны 152-БТР входило следующее: 7,62-мм СГ-47 (пулемет системы Горюнова), который впоследствии заменили на СГМ. В обоих случаях объем возимого боекомплекта превышал тысячу патронов.

Оружие могло быть закреплено на одном из кронштейнов, которые имелись на каждом борту (по две штуки на каждом). Также в бортах имелось сразу шесть круглых бойниц, пользуясь которыми, экипаж мог вести огонь из личного стрелкового оружия. За связь отвечала сравнительно надежная и простая радиостанция 10-РТ-12.

Прохождение государственных испытаний, выводы по ним

Первые БТР-152, фото которых есть в статье, вышли на испытания еще в начале 1947 года. Одновременно «соревновались» машины трех производственных серий. Результаты испытаний подтвердили прекрасные перспективы нового бронетранспортера. В частности его проходимость значительно превосходила таковую у ГАЗ-63. По шоссе автомобиль мог разгоняться сразу до 80-85 км/ч. Через три года модель БТР-152 полностью прошла все этапы испытаний, машина была официально принята на вооружение Советской Армии.

Выпуск и последующие модернизации

Выпускали бронетранспортер на заводе ЗИС. В общем и целом все сходились на мнении, что у конструкторов получилось создать достаточно простую, но при этом весьма надежную машину, которая полностью соответствовала своему назначению. Конечно, кое-какие недостатки были и у нее. Например, ее удельная мощность была относительно слабовата, а проходимость (если сравнивать ее с гусеничными машинами) не дотягивала до идеальной. Но все это мелочи.

В дальнейшем была проведена модернизация БТР-152, после которой машины получили индекс В. Этот вариант был принят на вооружение уже в 1955 году, причем в то же время его запустили в серийное производство. Главным отличием от базовой модели были узлы и агрегаты от грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-157, который к тому времени сменил ЗИЛ-151 на заводском конвейере. Но основное новшество этой машины заключалось в установке улучшенной, «продвинутой» системы централизованного накачивания воздуха в шины (12,00 х 18).

Проходимость и боевая живучесть бронетранспортера при этом были значительно повышены. Наконец, 152 БТР (советский бронетранспортер) получил мощную лебедку самовытаскивания, что значительно упростило жизнь его механикам-водителям. Модификация В1, появившаяся в 1957 году, также получила новую версию центральной системы накачивания шин, которая была лучше защищена от возможных повреждений. Наконец, машина получила новую рацию P-113, отличавшуюся большей надежностью.

Последняя модификация

Приблизительно в тот же период на бронетранспортеры стали ставить приборы ночного видения ТВН-2, а в отсеке для десанта наконец-то появилась система отопления, что сразу оценили солдаты Забайкальского военного округа. В 1959 году на вооружение поступает советский серийный БТР-152К, громадными отличиями которого явилось наличие нормальной бронированной крыши и вытяжного вентилятора.

Наличие крыши весьма положительно сказалось на сохранности десанта. Во многом применение такого конструктивного решения было обусловлено появлением на вооружении блока НАТО ядерного оружия в различных вариациях.

Важнейшие изменения последней модификации

Во-первых, высота корпуса увеличилась сразу на 300 мм. По всей длине крыши имелся люк, закрываемый бронеплитами. Чтобы массивные крышки было легче открывать, они сочленялись с торсионом. Запасная дверь располагалась в корме машины, на ней же было закреплено запасное колесо. Над сиденьем водителя был проделан отдельный лючок, необходимый для монтажа прибора ночного видения ТВН-2.

Как и в прошлых версиях, бронетранспортер имел четыре кронштейна для монтажа пулеметов, но устанавливались эти крепления не по бортам корпуса, а непосредственно на крыше. В роли оружия могли выступать модели СГМБ или ПКТ. Позиция пулеметчика находилась прямо над отделением управления. Нужно отметить, что некоторая часть бронетранспортеров вообще была лишена пулемётов.

В отличие от прошлых вариаций, этот военный БТР-152 не имел сидений для экипажа, установленных прямо поверх топливных баков. Из-за этого количество десантников снизилось, но значительно повысилась боевая живучесть машины. Кроме того, новшества нашли отражение и в конструкции двигателя, который получил алюминиевые головки блока цилиндров.

Создание самоходных пулеметных установок

Именно эта модель была первой и последней в практике Советской Армии техникой, на базе которой создавались специализированные самоходные пулеметные установки. Первая модель, БТР-152А (ЗТПУ-2), начала выпускаться еще в 1950 году, то есть почти одновременно с началом выпуска самого бронетранспортёра. Официально эта техника была принята на вооружение в 1951 году.

Но в 1952 году на государственные испытания вышел настоящий «монстр» ЗТПУ-4 (два спаренных КПВТ, итого четыре ствола калибром 14,5 мм). Боекомплект этой машины составлял 2000 выстрелов. Огневая мощь техники была потрясающей, но из-за механизмов ручной наводки, весьма сложных в освоении, особого восторга у военных установка не вызвала.

Изготовлен был этот вариант всего в нескольких экземплярах, на вооружение «спарка» так никогда и не принималась. Куда удачнее оказалась ЗУ-23 калибром 23 мм, а также специальная машина управления БТР-152У, отличительной особенностью которой являлся корпус со значительно увеличенной высотой. Это было сделано ради того, чтобы уместить во внутреннем объеме побольше аппаратуры.

Сегодня БТР-152 с консервации пользуются заслуженной популярностью у обеспеченных коллекционеров и любителей военной техники, а кое-кто делает из них специальные автомобили, предназначенные для поездок на охоту и рыбалку.

Комментарии
у меня моделька есть данного автомобиля,сейчас занимаюсбь рестоврацией,зашел посмотреть как он выглядел