БТР «Буцефал»: характеристики и фото
В конце 2013 года на всемирно известной выставке IDEX-2013, которая ежегодно проводится в ОАЭ, украинцы представили новинку своего оружейного производства. Это БТР «Буцефал», созданный на базе БТР-4, но имеющий многочисленные отличия от своего предшественника. Производитель сообщает, что новая машина является «принципиально новым» образцом, но она гораздо лучше защищена.
Основные сведения
Краткое описание стандартного БТР-4
Если говорить даже о стандартном БТР-4, то даже неспециалист заметит, что он сильно отличается от ранее созданных бронетранспортеров. В частности, от БТР-60/80. Кроме того, БТР «Буцефал» имеет достаточно много специфичных черт, которые делают его непохожим на новейший российский БТР-90.
В старой машине отсек для управления был расположен в носовом отделе, а силовая установка была размещена в средней части корпуса. Двигатель в предшествующей версии компоновки располагался сразу за рабочим местом механика-водителя, а десантный отсек (вполне традиционно) конструкторы уместили в кормовом отделении. В принципе, такое расположение в мировой практике считается идеальным.
Дело в том, что можно оперативно менять оснащение и назначение отсеков, в считанные дни превращая стандартные БТР в специализированные разведывательные, санитарные, огнеметные машины, модели радиолокационной разведки и т. д.
Решение о дальнейшей модернизации
Разумеется, принятие столь перспективного образца на вооружение стало триумфом военного ведомства. Но уже в то время стало понятно, что машину нужно срочно развивать дальше, превращать ее в передовое вооружение для полного переоснащения сухопутных армейских частей. В частности, настоятельно требовалось полное переосмысление конструкции в области противоминной защиты. Харьковским специалистам в какой-то степени удалось выполнить все эти требования. Так и появился БТР «Буцефал».
Боевое предназначение
Как и все альтернативные машины, в первую очередь он предназначен для перевозки личного состава. Кроме того, не исключено оказание огневой поддержки даже в условиях современного высокоманевренного боя. Украинские СМИ также подчеркивают, что БТР «Буцефал» (фото вы найдете на страницах этой статьи) может быть использован всеми сухопутными частями ВСУ в любых условиях, включая даже радиоактивное заражение местности после атаки неприятелем.
Особенно выделяется идеальная приспособленность машины для ее использования подразделениями специального назначения и морской пехотой. Предоставляемые производителем характеристики говорят о пригодности к эксплуатации в любом климате, в условиях полного бездорожья и в любое время суток.
Основные технические характеристики
В состав экипажа на БТР «Буцефал» входят три человека. Это командир машины, механик-водитель и стрелок. В зависимости от установленного боевого модуля количество перевозимых десантников может доходить до десяти человек.
До сих пор неизвестно, какую массу имеет БТР-4 «Буцефал». Известно только, что стандартный вес составляет около 17 тонн при стандартной комплектации и наличии обычного бронирования. Скорее всего, масса машины достигает 22 тонн при условии установки на нее новых боевых моделей и комплектов броневой защиты.
Варианты силовой установки
В комплекте с ним идет автоматическая трансмиссия гидромеханического типа. К слову говоря, на оружейной выставке в ОАЭ, которую мы упоминали в самом начале статьи, был представлен БТР-4 «Буцефал», укомплектованный Deutz BF6M1015CP. Его мощность составляет уже 450 л/с при максимальной скорости 100 км/ч. Обещанный производителем запас хода составляет более 650 километров.
Маневренность и проходимость
Данные характеристики полностью идентичны тем, которыми обладает старая версия машины. Разработчики, однако, уверяют в том, что даже с усиленными показателями бронирования новый транспортер ничуть не утратил способностей к преодолению водных преград и рвов. Сообщается, что украинский БТР «Буцефал» может двигаться по воде со скоростью до 10 км/ч. Впрочем, в этих характеристиках можно усомниться: количество машин такого класса, которые обладают схожим уровнем бронирования и подобной скоростью преодоления водных преград, достаточно мало.
Трудности выбора
Следует иметь в виду, что при дальнейшем увеличении боевой массы говорить о сохранении хоть сколь-нибудь положительной плавучести уже не приходится. Еще нужно учесть тот простой факт, что в последние годы основных заказчиков вооружения на рынке эта самая плавучесть совершенно не заботит. Основными критериями, по которым выбирается боевая машина, являются только два обстоятельства:
- «живучесть самого БТР;
- степень выживаемости его экипажа и десанта.
Разумеется, подразумевается огневое столкновение с противником не только в условиях более-менее полномасштабных боевых действий, но и при проведении миротворческих операций. В последнем случае бои часто идут в закрытом городском пространстве, где даже современным танкам с системами активной и динамической защиты приходится очень непросто.
О баллистической защите
Одним из главных поводов для гордости украинской «оборонки» является значительно увеличенная степень баллистической защиты, которую демонстрирует новый БТР-4Е «Буцефал». Полностью соответствуя требованиям STANAG-4269, он обладает пятым уровнем защиты. Проще говоря, машина теоретически способна выдержать обстрел из автоматической пушки калибра 25 мм с расстояния всего 500 метров.
В носовой части видны те изменения, которые в такую конструкцию, как БТР-4Е «Буцефал», были внесены исключительно с целью повышения «живучести» на поле боя. Так, лобовое бронирование было заметно усилено, а от всех бронестекол (которые подвергались жестокой критике) наконец-то полностью избавились. Этим же обеспечили наличие дополнительной возможности для установки даже динамической защиты. Отметим, что конструктивно предусмотрены решетки для защиты от бросков ручных гранат и бутылок с горючими жидкостями.
О противоминном бронировании
Конечно, если мина была изготовлена совсем уж никудышным сапером, то определенные шансы есть. Но в том случае, если она была грамотно сделана и установлена, вряд ли БТР-4 «Буцефал», характеристика которого далека от таковой у танка, сможет хоть как-то защитить экипаж, находящийся внутри корпуса.
Огневая мощь машины
Вот в этом вопросе новый БТР точно не подкачал. Так, конструкторы разработали специально для него массу боевых модулей с дистанционным управлением, которые серьезно повышают огневую мощь легкой бронетехники. Особенно стоит отметить модели «Штурм», «Град» и «Парус», БАУ-32, а также многочисленные варианты зарубежного изготовления, которые в любой момент могут быть установлены на такую технику, как БТР-4 «Буцефал». Фото этих вариантов частично имеются в данной статье.
Следует отметить, что всеми огневыми модулями может управлять (дистанционно) не только стрелок, но и командир машины. Наблюдение за противником и прицеливание могут осуществляться как при помощи стандартных оптических систем, так и при помощи мощных электронных комплексов, которые способны эффективно выполнять свою задачу в ночное время и в условиях недостаточной видимости.
Кроме того, экипаж может ориентироваться на изображение, которое будет получать с круговой камеры, установленной на броне. Картинка передается на монитор, устроенный перед рабочим местом командира.
Для последнего также предназначен отдельный наблюдательный модуль «Панорама-2П», который предоставляет максимально расширенную и подробную картинку боевой обстановки вокруг такой машины, как БТР-4Е «Буцефал». Фото этого не передают, но обзор с командирского места и в самом деле отличный.
Расширение возможностей для перевозки десанта
Если установлен боевой комплекс «Парус», то в десантном отсеке могут уместиться не менее семи человек. Проще всего командиру и механику-водителю, которые могут попасть на свои рабочие места, воспользовавшись верхними люками или забравшись внутрь через аппарель. Специально для этой цели между креслами десантников и отсеками управления конструкторы предусмотрели наличие небольшого прохода.
Еще одной любопытной особенностью является новая кормовая часть, которой отличается «Буцефал». БТР-3 и прочие старые модели не предусматривали настолько удобных условий для десантирования. В частности есть специальная аппарель, которая не просто выдвигается из кормы, но постепенно обеспечивает опускание по всей ширине десантного отсека. Это максимально облегчает посадку и высадку десанта.
Боевой опыт применения
События, которые разворачиваются на Востоке Украины, дали украинским силовикам испробовать свои новые машины в деле. Результаты оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, БТР вроде бы соответствуют всем заявленным требованиям. С другой – все стороны конфликта неоднократно регистрировали серьезные повреждения, и даже полный выход из строя «Буцефалов», которые побывали под огнем обычных крупнокалиберных пулеметов.
Напомним, что сам производитель дает гарантию защиты экипажа даже при попадании под обстрел из 25-мм автоматического орудия. Все это дает основания утверждать, что состояние защиты этого БТР аналогично (или чуть выше) бронированию отечественных БТР-80/82. Что касается огневой мощи, то каких-то достоверных сведений на этот счет не поступало.