Молодежный академический Российский театр (РАМТ) в 2016 году отмечает свой юбилей
Молодежный академический Российский театр (РАМТ) - это храм искусства, где традиции и опыт уникально совмещаются с современными веяниями, новыми формами и жанрами. Идея создания принадлежит Наталье Сац, которая в острое послереволюционное время пыталась новыми глазами смотреть в будущее драматического искусства.
История создания
Молодежный академический Российский театр (первое название – Московский театр для детей), открылся в 1921 году спектаклем «Жемчужина Адальмины». Сказку Топелиуса ставил неизвестный, но одаренный постановщик И. Новиков. Оформителем и главным художником назначили А. Веснина, который не только готовил эскизы костюмов и декораций, но и писал рекламные афиши, а также создал первый вариант эмблемы театра.
Второй раз театр переименовывался после премьеры «Сережи Стрельцова» автора В. Любимовой в 1936 году. Центральный детский театр знали и любили не только в Москве, но и по всей России. Гастролирующая группа объехала все крупные города страны и содружественных государств. В 1992 году театр получил название, которое мы можем увидеть и сегодня на афишах – Российский академический молодежный театр (РАМТ). В 1987 году ему присвоен статус академического.
Приведем высказывание художественного руководителя А. Бородина по поводу названия: «По Далю, "молодость" включает в себя такие возрастные понятия, как детство и юность. Своим названием мы предполагаем уникальный репертуар для всех зрителей. И маленькие дети с родителями, и подростки, и пожилые граждане всегда найдут у нас спектакли по своим интересам».
Уникальное здание
Здание (современный Молодежный академический Российский театр) изначально планировалось как драматическое учреждение и было построено по проекту Ф. М. Шестакова в 1821 году по всем правилам сценического помещения. Акустические данные, расположение сцены и зрительного зала соответствуют высоким нормам проектирования. В проекте принимал участие московский архитектор И. О. Бове, который руководил реконструкцией Москвы после пожара, уничтожившего в 1812 году часть столицы.
Здание является памятником архитектуры и исторического наследия. Изначально в нем играли артисты гастрольных театров из Ярославля и Петербурга. Творческие дворяне, имевшие крепостные театры, привозили спектакли для показа Московской публике. Здание в то время был известно под названием драма Шелапутина. В середине столетия А. Н. Островский часто собирал Артистический кружок в этом помещении. Новый Императорский театр несколько лет занимал удобную площадку для представлений, но отказался от нее по неизвестным причинам. До 1917 года здесь работала опера Зимина, после 1921 года сценой располагал М. А. Чехов и руководил МХАТом 2-м. После Великой Отечественной войны в помещении работал Малый театр.
Алексей Владимирович Бородин
В 1980 году Алексей Бородин берет на себя руководство театром. Родился известный режиссер в 1941 году в Китае, в городе Циндао. До 80 года работал главным постановщиком в Кировском ТЮЗе. В 1987 году получил звание народного артиста. С 1971 года является преподавателем РАТИ (академия театрального искусства).
В Российский академический молодежный театр Алексей Владимирович приехал со своей постановочной группой: режиссером Е. Долгиной и сценографом С. Бенедиктовым. Первый же спектакль на новой сцене по роману Гюго «Отверженные» получает Государственную премию. В 1983 году Бородин постановкой пьесы Островского «Бедность не порок» открывает Малую сцену.
Знаковые события
Постановка по роману Б. Акунина «Эрнест Фандорин» имела среди зрителей такой успех, что автор пишет для театра инсценировку «Инь и Янь» (две версии). Алексей Бородин ставит оба спектакля, где наравне с мастерами сцены работает молодое поколение актеров.
Грандиозное по своим масштабам событие - это «Берег утопии» 2007 года. Трилогия новелл получила суперприз на конкурсе театральных постановок «Золотая маска». После показа проекта в Испании обозреватель «Мурдо» назвал спектакль шедевром.
В сезон 2009-2010 Молодежный академический Российский театр выпустил 13 спектаклей. В этот список входят постановки самого Бородина и плеяды молодых режиссеров в рамках творческой лаборатории.
Репертуар, который можно увидеть сегодня
«Алые паруса». Спектакль для старшего школьного возраста и подростков по одноименной повести А. Грина. Идея – как сохранить мечту в мире, где все забыли о чуде. Юная Ассоль и отважный Грей сквозь бури океана и человеческое недоверие стремятся на свет своего маяка.
«Берег утопии» - проект из трех постановок. Философия революции - что это? Разрушение старого или борьба за свободу каждой личности?
«Бесстрашный барин». Сказка-мистерия по рассказам А. Афанасьева. Карнавал персонажей народного фольклора.
«Будденброки». Инсценировка автобиографии Т. Манна, жизнь старой Европы, уклад и понятия нескольких поколений одной семьи.
«В дороге». Романтическая история о двух возлюбленных по пьесе Розова. На свете существует только любовь, все остальное - только карусель ненужных или просто житейских событий.
«В пылающей тьме». В школе для слепых подростков царят мир и радость, как и все люди, они умеют страстно любить и получать удовольствие от жизни. Но однажды в группу приходит новичок, который яростно сопротивляется своему недугу. Прав ли он? Пьеса Вальехо - это метаморфоза нашей жизни. Люди часто закрывают глаза на жестокую правду, чтобы не разрушать свой внутренний мир.
Российский академический молодежный театр (адрес: Театральная площадь, дом 2) имеет в своем репертуаре такие спектакли для детей и взрослых, как «Вишневый сад», «Волшебник Изумрудного города», «Волшебное кольцо», «Гупешка», «Денискины рассказы» и другие.
Клубы любителей театра
С 1957 года при театре открылись клубы почитателей драматического искусства.
- Клуб искусств.
- Театроведческая секция.
- Семейный клуб.
- Театральный словарь.
Эти небольшие организации поклонников Мельпомены собрал под своим крылом Российский академический молодежный театр. Москва любит РАМТ, благодарные зрители не пропускают ни одной премьеры, радуются успехам любимых актеров, заслуженным наградам и признанию.