От пустыря до культурного квартала: Театральная площадь Санкт-Петербурга
Театральная площадь в Санкт-Петербурге начиналась с огромного пустыря между Мойкой, Грибоедовским и Крюковым каналами. Купец из Голландии Семен Брумберг, проживавший на соседней Провиантской улице, в середине XVIII столетия установил на пустыре пильные мельницы. Энергию ветряных и водяных мельниц использовали для распиливания бревен и изготовления стройматериалов. На некоторое время площадь-пустырь получила наименование Брумберговой (1765-1770 гг.).
Однако уже спустя несколько лет, после строительства увеселительного балагана, ее стали называть Карусельным местом. Здесь можно было покататься на аттракционах и посмотреть выступления лошадей в большом деревянном амфитеатре со скамейками. Конные игры (которые тогда и назывались "каруселями") проходили на круглой арене, похожей на цирковую.
Современное название – Театральная площадь – закрепилось только с 1812 года. В конце столетия на месте Каменного театра архитектором Владимиром Николя было спроектировано и построено здание первого в России высшего музыкального учебного заведения – Санкт-Петербургской консерватории. Ее выпускниками были Петр Чайковский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов. Здесь преподавали Римский-Корсаков и Рубинштейн. Сегодня консерватория по-прежнему принимает музыкально одаренных молодых людей.
Название "Театральная" сохранилось за площадью в связи с тем, что в 40-е годы XIX века напротив старого театра был построен так называемый театр-цирк, проектированием которого занимался архитектор Альберт Кавос. Он предусмотрел в здании круглую сцену, подходящую как для цирковых представлений, так и для театральных постановок.
К сожалению, здание сгорело. Спустя 12 лет оно было перестроено и получило звучное имя, известное ныне во всем мире, – Мариинский театр, в честь жены российского императора Александра II Марии Федоровны. В советские годы театру присвоили имя С. М. Кирова. Острые на язык петербуржцы окрестили его ТОБИКом (Театр оперы и балета имени Кирова). Его адрес (Театральная площадь СПб, дом 1) известен многим любителям театра во всем мире. Здесь, в Мариинке, блистали Шаляпин и Уланова, Павлова и Нуреев.
В конце XIX века Театральная площадь была реконструирована, на ней появились памятники композитору-"сказочнику" Николаю Римскому-Корсакову и родоначальнику русской классики Михаилу Глинке. Интересно, что премьерным спектаклем в обоих театрах – Каменном и Мариинском – стала опера композитора "Жизнь за царя".
Театральная площадь окружена жилыми домами и административными зданиями, которые также являются памятниками архитектуры XIX века. Так, особняк по адресу: Театральная площадь, дом № 4, принадлежал петербургскому архитектору Егору Соколову и был возведен по его проекту. Позже домом владели другие люди. Незадолго до своей смерти в квартире № 18 в течение года проживал знаменитый художник Михаил Врубель. Именно в этом здании живописец работал над картинами "Жемчужина" и "После концерта".
В доме № 14 проживал выдающийся человек - Николай Семенович Мордвинов, русский флотоводец и государственный деятель. Он считался лучшим экономистом начала XIX века. Он был единственным из членов Уголовного суда над декабристами, не подписавшим смертный приговор для них. В здании бывали Жуковский и Карамзин, будущие декабристы и Лермонтов. В доме долгое время находилась детская больница № 17, в настоящее время он перестраивается под четырехзвездочный отель с подземной стоянкой.
Множество строений на Театральной площади относится к так называемым доходным домам, то есть многоквартирным зданиям, помещения в которых сдавались внаем и приносили неплохой доход владельцу. В разное время квартиры в этих доходных домах снимались людьми, составляющими гордость российской истории и культуры. Так, в доходном доме С. И. Андреева (Театральная площадь, 2) в течение пяти лет проживал известный артист и режиссер Всеволод Мейерхольд, а в доходном доме фон Кистера (Театральная площадь, 16) обитала балерина Авдотья Истомина, чей "души исполненный полет" воспевал Пушкин.
Площадь хранит память о людях, ходивших по ней. Ей по-прежнему присущ особый дух. В доме № 10 располагается Итальянский институт культуры, и даже кафе и рестораны ориентированы на любителей классической музыки и живописи. Их интерьеры интеллигентны (фортепиано, шахматы, картины, сдержанные пастельные тона), а названия завораживают: "Щелкунчик", "Садко", "Дворянское гнездо", "За сценой", "Богема".
Планируется, что в ближайшие годы Театральная площадь станет настоящим "культурным кварталом" второй российской столицы: строится вторая сцена Мариинского театра, в 2015-16 годах планируется открытие на площади одноименной станции метро.