Ринальди Антонио – выдающийся итальянец в России XVIII века
Ринальди Антонио – итальянский архитектор, работавший в России во второй половине XVIII века. Его авторству принадлежат многочисленные постройки в Гатчине, Ораниенбауме, Царском селе и, конечно, в самом Петербурге. С его именем связан переход от барокко к классицизму в русской архитектуре.
Ринальди Антонио: краткая биография
О молодости архитектора известно очень немного. Под вопросом даже год и место рождения. Скорее всего, это был Неаполь. Принято считать, что именно на юге Италии и прошло детство Ринальди Антонио. Биография его пестрит белыми пятнами, но, вероятно, он принадлежал к дворянской фамилии. Такие предположения строятся, исходя из того, что будущий архитектор учился у мастера Л. Ванвителли (который, кстати, был ненамного старше его), а тот брал в свою мастерскую юношей из окрестностей Неаполя с хорошим происхождением. Наставник был одним из самых известных в Италии архитекторов эпохи позднего барокко. Под руководством учителя молодой мастер выполнил свои первые работы.
Ринальди приехал в Россию в 1951 году. Перед этим он побывал в Англии и Германии, и германская архитектура оказала большое влияние на будущие постройки. В России на тот момент классицизм уже практически сменил барокко. Популярностью пользовались такие архитекторы, как Соколов, Растрелли, Камерон. Согласно контракту, Ринальди должен был провести 7 лет на службе у графа Разумовского, гетмана Малороссии. Планировалось, что он примется за обустройство будущего административного центра края – города Батурина. Грандиозному проекту не суждено было завершиться. Для гетмана архитектор построил только один дворец, после чего в 1954 году отправился в Петербург.
В столице архитектор плодотворно трудится над заказами императора Петра III. Он возводит комплекс сооружений в Ораниенбауме, строит Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, работает в Царском Селе. Ринальди занимается третьим, самым скандальным, проектом Исаакиевского собора, который позже был перестроен Монферраном. Одна из последних работ архитектора – Католическая церковь святой Екатерины, где он долгое время был старостой прихода.
Архитектор был полон творческих планов, но трагическая случайность помешала им сбыться. Во время строительства Большого Театра в Петербурге он оступился на лесах и упал. Работать он больше не мог. Мастеру определили пожизненную пенсию и, когда он отправился на родину, исправно передавали ее через консула. Последние годы жизни архитектор систематизировал и наводил порядок в своих проектах и чертежах. Умер Ринальди Антонио в Риме, в 1974 году.
Итальянский период
Перед поездкой в Россию на родине архитектор провел около 40 лет. Этот период был отмечен непосредственным влиянием учителя, Луиджи Ванвителли. Часто обучение происходило на практике. Ринальди работал как ученик и помощник архитектора. Он принимал участие в проектировании замка Казерта, одной из самых крупных европейских построек дворцового типа. Он предназначался для самого короля. Замок стал одним из прекраснейших образцов позднего итальянского барокко. При этом в нем уже четко просматриваются некоторые черты классицизма.
Строительство монастыря святого Августина в Риме тоже проходило при участии Антонио Ринальди. Архитектор здесь по-прежнему работал в команде. А вот собор в монастыре святой Магдалены в Пезаро он проектировал уже самостоятельно. Ринальди проявил себя как зрелый сформировавшийся мастер. Именно тогда на него обратили внимание и пригласили в Россию.
Гатчина
На Украину Ринальди Антонио попал благодаря брату фаворита Елизаветы Петровны, Кириллу Разумовскому. На тот момент он был гетманом Малороссии и очень влиятельным человеком. С архитектором заключили контракт и велели приступить к проектированию резиденции гетмана в Батурине. Планировалось сделать этот город столицей края, возвести еще несколько пышных зданий и провести перепланировку улиц. Параллельно с проектированием резиденции Ринальди строит дворец для Разумовского. Кирилл Григорьевич был неплохим управленцем, но не чурался взяток и поборов. В 1754 году его вызвали в Москву для отчета о вверенной территории, после которого финансирование и полномочия гетмана были существенно ограничены. Планы по переустройству Батурина свернули и от услуг архитектора отказались, выплатив компенсацию. В том же году он отправляется в Санкт-Петербург.
Ораниенбаум
В Петербурге Ринальди приняли на службу при дворе Петра III. Когда его правление закончилось, Екатерина II сделала мастера придворным архитектором, и в этой должности он состоял до 1784 года. Первый императорский заказ был на строительство комплекса сооружений в Ораниенбауме. Здесь Ринальди возвел Дворец Петра III, павильон катальной горки, Оперный дом, а позже – Китайский дворец. Петровский дворец не был предназначен для жилья, скорее он являлся павильоном для отдыха. Миниатюрное двухэтажное здание весьма необычно в плане пространственного решения. Он выстроен как квадрат, один из углов которого закруглен плавной дугой. За счет этого приема небольшая постройка кажется довольно внушительной. Китайский дворец предназначался для проживания Екатерины II в 1762–1768 годах. В это время был в моде стиль шинуазри, эксплуатирующий китайскую тему, и несколько внутренних помещений были отделаны согласно веянию моды. После успешного завершения работ в Ораниенбауме, архитектору поручили руководить постройками в Царском Селе.
Царское село
Работы над царскосельскими постройками относятся к наиболее напряженному периоду работы Ринальди Антонио. Архитектор возводит здесь несколько павильонов, обелисков и памятников. Он проектировал и руководил постройкой Чесменской, Морейской, Крымской колонн, Кагульского обелиска, памятника Ланскому. Все мемориальные сооружения прославляли мощь русского флота и армии. Китайский павильон и Китайский театр продолжали тему шинуазри. Европейскому стилю Ринальди придает русское звучание. Китайские мотивы прослеживаются как в интерьерах, так и снаружи – например, в оформлении загнутых углов крыши Китайского театра. К сожалению, эта постройка была уничтожена во время войны и увидеть ее можно лишь на фотографиях.
Петербургские постройки
Мраморный дворец, выполненный в стиле зрелого классицизма, называют вершиной творчества Ринальди Антонио. Такое название он получил из-за стен, облицованных натуральным камнем. На тот момент это было единственное здание в Петербурге с таким декором. Розовый мрамор использовался как в наружной отделке, так и в интерьерах. Дворец П-образной планировки стал настоящим украшением Невской набережной. Сейчас здесь находится филиал Русского музея.
К другим петербургским постройкам мастера относятся Князь-Владимирский собор, колокольня храма Вознесения Господня, католическая церковь святой Екатерины на Невском проспекте и Тучков буян – комплекс складских помещений.
Архитектор принимал участие в работе над третьим Исаакиевским собором. В проекте Ринальди здание должно было венчаться пятью куполами и стройной высокой колокольней. К моменту смерти Екатерины II оно было достроено до карниза, но завершить работу мастер не смог из-за травмы. Ринальди отправился в Рим, а на мраморном основании собора были спешно возведены кирпичный купол и приземистая колокольня. Строительство вызвало большой резонанс в обществе, эпиграммы и остроты сыпались со всех сторон. Позже собор был перестроен в окончательном варианте.
Ринальди Антонио начал свою жизнь в Италии и окончил ее там же. Но период жизни в России был «сердцем» его биографии, ей он отдал весь свой талант и творческие силы. В формирование архитектурного облика Петербурга и его окрестностей Ринальди внес огромный вклад.