Натяжители цепи для автомобиля

Механизм газораспределения двигателя предназначен для своевременной подачи в цилиндры двигателя топливной смеси и вывода отработанных газов. Клапанный механизм приводится в действие за счет вращения коленчатого вала. При этом крутящий момент от коленвала передается на распределительный при помощи ремня или цепи. Это зависит от модели автомобиля. Но, как правило, на большинстве современных авто устанавливают зубчатый ремень. Цепок механизма газораспределения устанавливается на более ранних моделях, таких как ВАЗ-2101-07. В отличие от ременного привода, цепной более надежен, но он имеет свои недостатки, одним из которых является высокая шумность работы распределительного механизма при ослабленном приводе.

Назначение натяжителя привода ГРМ

Для обеспечения нормальной работы такого элемента привода, как цепь, в конструкции двигателя устанавливаются натяжители цепи. Во время эксплуатации автомобиля цепок привода распредвала и ее натяжитель выходят из строя довольно редко, но все же такое случается.

Зачастую цепь просто растягивается, в этот момент в моторе появляется шум в районе цепка. При разрыве или же соскоке цепного привода может произойти более серьезная поломка мотора, которая повлечет за собой дорогостоящий ремонт. Для предотвращения этого важно следить за состоянием привода и своевременно обслуживать натяжитель цепи ГРМ.

Особенности устройства механизма натяжения

Рассмотрим конструкцию на примере авто ВАЗ седьмой модели. На машине установлено натягивающее устройство цепка плунжерного типа. Необходимая степень натяжки происходит за счет плунжера с пружиной.

Работа данного устройства происходит следующим образом – под воздействием давления пружины он выходит из своего посадочного места и упирается в башмак натяжителя цепи. Таким образом, деталь толкает башмак до момента, когда он не встретит сопротивление цепка. За счет воздействия мощной пружины исчезает провисание привода и происходит натяжение. При этом после регулировки натяжки плунжер механизма стопорится сухарем. Во время длительной эксплуатации авто цепь постепенно растягивается, и ее нужно повторно натянуть. Для этого необходимо открутить контргайку фиксатора плунжера, после чего пружина вновь сделает выборку провисания.

Натяжители цепи такого типа имеют один существенный недостаток.

А именно - возможность попадания мелких частиц сора в посадочное место плунжера, при этом повышается вероятность того, что он заклинит в корпусе. Устранить такую неисправность можно, постучав по корпусу механизма гаечным ключом, иногда такой способ ремонта помогает. Если же корпус натяжителя повреждается, его нужно заменить.

Осуществлять периодическую операцию по удалению провисания элемента привода не всегда удобно, и для того чтобы избавиться от этой процедуры, автомобилисты часто устанавливают автоматический натяжитель цепи, который самостоятельно производит натяжку по мере ослабления цепка. Конструктивные особенности такого устройства исключают возможность его подклинивания.

Устройство и работа автоматического механизма

Деталь такого типа оснащена храповым механизмом, за счет которого провисание цепи удаляется автоматически по мере ее растяжения. Натяжитель состоит из корпуса и расположенной в нем подпружиненной собачки храпового механизма. Также он оснащен подпружиненной зубчатой планкой. Зубья на планке имеют наклон в одну сторону, а их шаг составляет один миллиметр.

Как это работает

В зависимости от степени провисания цепка пружина механизма воздействует на зубчатую планку, а она в свою очередь - на башмак натяжителя цепи. При этом возврат планки в исходное положение невозможно за счет собачки храпового устройства.

Собачка становится между зубьями планки и не дает ей отойти назад. Таким образом, пружина постоянно воздействует на планку и подтягивает цепь, а храповой механизм не дает ослабиться.

Замена натяжителя цепи

Произвести замену можно в домашних условиях. Достаточно лишь иметь набор инструментов и, соответственно, новый натяжительный элемент. Данное устройство расположено с наружной стороны картера двигателя, под водяным насосом. Для ремонтных работ понадобятся слесарные тисы и рожковые ключи на десять и тринадцать.

Демонтаж устройства

Ставим машину на ровную поверхность и на стояночный тормоз. Для того чтобы снять натяжитель цепи ВАЗ ‘а, не нужно ничего дополнительно демонтировать с двигателя. Достаточно лишь отвинтить крепежные гайки данного устройства и достать его. При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить уплотнительную прокладку.

Монтаж нового устройства

Если механизм плунжерного типа, то перед установкой его на двигатель нужно утопить плунжер в корпус.

Для проведения этой операции натяжители цепи аккуратно зажимают в тисах. Затем гаечным ключом на тринадцать ослабляют контргайку. После этого под воздействием пружины механизм выдвинется из корпуса. Чтобы его затолкать обратно, натяжитель достается из тисов. Держа деталь в руке, второй рукой вдавливаем плунжер вовнутрь корпуса и, удерживая в таком положении, затягиваем контргайку. После этого можно устанавливать регулирующий механизм на двигатель. Для того чтобы элемент сработал и осуществил натяжение, ослабляем гайку, а затем ее затягиваем.

Меняем башмак натяжителя цепи ВАЗ ‘а

Поменять башмак немного сложнее, нежели сам натяжитель. Здесь кроме демонтажа самого механизма дополнительно нужно снять шкивы приводов газораспределительного механизма, расположенные в передней части силового агрегата.

Затем последует необходимость в снятии защитной металлической крышки привода, приводных шестерен распредвала и вала вспомогательных механизмов. Только после проделанных демонтажных работ можно приступать к снятию башмака. Несмотря на тип системы питания двигателя, натяжители цепи не имеют существенной разницы в плане их замены.

Монтаж натяжителя автоматического типа

При решении заменить стандартное устройство на более современное снятие первого следует проводить так, как было описано выше. На примере «семерки» можно отметить, что на двигатель возможна установка устройства автоматической регулировки цепи. Очень хорошо для этого подойдет натяжитель цепи «Пилот». Как правило, этот механизм продается уже с вдвинутым в корпус рабочим штоком, который имеет фиксацию (чеку) с торцевой стороны устройства. Для начала следует произвести установку автоматического устройства на двигатель, которая происходит таким же образом, как и монтаж стандартного регулятора.

После установки нужно плоскогубцами вытащить чеку фиксатора, и пружина надавит на планку. Далее следует вкрутить болт в торцевую часть корпуса, который препятствует выпадению пружины. Зачастую этот болт идет в комплектации с устройством натяжителя.

Как можно увидеть, процессы замены и установки различных типов натяжителей не особо отличаются последовательностью выполнения, и сделать ремонт автомобиля можно самостоятельно.

Натяжитель на ВАЗ-21213

Ранее автомобили данной модели оснащались двигателями с натяжителями, в конструкции которых было предусмотрено наличие пружины. В данное время эти модели оснащены гидравлическими натяжителями привода. Плунжерный шток устройства приводится в движение под действием давления масла. Этот тип устройства так же является полностью автоматическим и не требует вмешательства человека для регулировки степени натяжения цепка.

Но, как и любая деталь машины, гидравлический натяжитель цепи («Нива» не исключение) может засориться и повредиться в процессе работы, и его придется заменить.

Процесс снятия осуществляется как на всех ВАЗовских авто до седьмой модели, с одной лишь разницей – необходимость снятия гидравлической трубки подачи масла, подвод которой находится с торца детали. Для того чтобы в дальнейшем масло не вытекало из патрубка, его нужно заткнуть кусочком ветоши или подходящим болтом.

Важно отметить, что после демонтажа детали стоит провести ревизию на его дальнейшую пригодность, возможно, он просто засорен. Масло, которое поступает к натяжителю, может нести в себе сажу, элементы выработки металлических и резиновых деталей, поэтому возможно подклинивание плунжерного штока.

Для очистки поместите деталь в небольшую емкость с бензином, дайте ей побыть в нем некоторое время, затем тщательно промойте и осушите сжатым воздухом.

Осмотрите внимательно корпус и плунжерную часть механизма на наличие дефектов в виде царапин и вмятин. При отсутствии таковых проводим проверку работоспособности устройства. Берем его в руку, а второй пытаемся перемещать плунжер в корпусе. Перемещаться плунжер-шток должен плавно и без различных заеданий. Если же движение плунжера затруднено, повторите промывку еще раз. Когда и после этого ничего не изменится – замените его новым. Установка гидравлической детали проводится в последовательности, обратной снятию.

Комментарии