Джордж Ромеро – маэстро зомби-муви

Когда говорят «фильмы Ромеро» подразумевают зомби, когда слышишь слово «зомби», всегда вспоминаешь про фильмы Ромеро. Уже более 40 лет в такой неразрывной связке сосуществуют эти два понятия.

Переворот в жанре ужасов

Съемкой кинокартин Джордж Ромеро увлекся в подростковом возрасте. В 14 лет он создавал авторские проекты. Но первой значимой авторской работой будущего маэстро жанра ужасов является полнометражная кинолента «Ночь живых мертвецов». Кинофильм совершил настоящий переворот в жанре хоррор, определив своеобразный поджанр – кино про зомби. Несмотря на то что картина была снята в черно-белом цвете, она стала одной из самых цитируемых и нагло обворовываемых плагиаторами всех мастей, культовой классикой жанра.

Зомби-муви с фантастической подоплёкой

28-летний Джордж Ромеро выступил в своем дебютном полном метре в четырех ипостасях: соавтора сценария, режиссера-постановщика, актера эпизодической роли (вашингтонский репортер) и оператора. Этой на первый взгляд непритязательной, практически любительской по технике съемки, словно случайно появившейся на экранах, ленте начинающего киношника присущи все основные приметы истинного киностиля. Некоторые кинокритики восприняли проект как предостерегающую антиутопию, как нечто вроде малобюджетного ужастика Дона Сигела «Вторжение похитителей тел». Но сам Джордж Ромеро считает источником своего вдохновения на момент создания «Ночи...» абсурдистско-мистический фильм Хёрка Харви «Карнавал душ».

Фильмография до «Рассвета…»

Некоторое время режиссеру не удавалось пробиться в индустрию высокобюджетных картин. После глобального успеха «Ночи живых мертвецов» и благодаря внушительной сумме кассовых сборов он снимает драматическую картину «Как мухи на мед» (1971 г.). Через два года в прокат один за другим выходят сразу два ужастика: «Голодные жены» и «Сумасшедшие». После появляется кино о маньяке, всерьез считающем себя вампиром, – «Мартин» (1977 г.).

1978 год ознаменовался выходом нового фильма ужасов о зомби под красноречивым названием «Рассвет мертвецов», который, как и «Ночь…», имеет колоссальный успех. Джордж Ромеро обязан успехом этого проекта Тому Савини – актеру, гримеру, каскадеру и режиссеру. Бюджет ленты на момент завершения съемок составлял 1 500 000 $, а кассовые сборы превысили отметку 55 000 000 $. Кроме прочего, грим Савини был удостоен престижной кинопремии «Сатурн». «Рассвет…» открыл дорогу постановщику к высокобюджетным кинопроектам.

Значимый хоррор-режиссер Джордж Ромеро

Фильмы, последовавшие за второй картиной о зомби, так или иначе относились к жанру хоррор: «Рыцари на колёсах», три части «Калейдоскопа ужасов», «Обезьяна-убийца», «Два злобных взгляда». Помимо перечисленных картин, режиссер снял в 1985 году третью ленту о зомби - «День мёртвых» (в отечественном прокате «День мертвецов»). В отличие от предыдущих работ, Джордж Ромеро снял кино, наиболее точно соответствующее размытому определению «артхаус». Третий проект о ходячих мертвецах также не имел внушительного бюджета (3 500 000 долларов), поэтому сценарий пришлось изменять несколько раз. После этой картины интерес к творчеству живой легенды киноиндустрии заметно поутих, а возродил его Зак Снайдер, снявший ремейк «Рассвета мертвецов».

Восстал, словно зомби

Новый фильм «Земля мертвецов» (2005 г., в отечественном прокате «Земля мертвых») был разрекламирован как триумфальное возвращение в киноиндустрию Джорджа Ромеро, режиссера, имеющего культовый статус с выхода прославленного дебюта. Эта картина должна была стать завершающей тетралогию про зомби. Хоррор снимался в крайне сжатые сроки, но Джордж Ромеро оправдал ожидание тысяч поклонников своего творчества. Это было действительно победоносное возвращение гения режиссуры на сцену мейнстрима. Фильм имел оглушительный успех, и в 2007 году в прокат вышла еще одна работа Ромеро «Дневники мертвецов», которую нельзя назвать пятым эпизодом франшизы. Постановщик, подаривший миру зомби, начинает новый цикл.

Один из великих ныне живущих режиссеров фильмов ужасов вместо безмерного фильма-катастрофы представляет на суд зрителя настоящее социальное исследование, но зомби, конечно, прилагаются. В 2009 году вышел очередной проект режиссёра «Выживание мертвецов». Смотрится он вполне достойно, единственное, что огорчает - это безысходность и грусть, которыми перенасыщена атмосфера фильма. Хочется, чтобы следующие работы Ромео показали то, что будет в результате после всех «после».

Комментарии