Софья Пилявская - актриса с непростой судьбой

Талантливая ученица самого Константина Станиславского, несмотря на востребованность в актерской профессии и удачно сложившуюся личную жизнь, не считала себя на сто процентов счастливым человеком. Софья Пилявская завоевала любовь огромной армии зрителей, демонстрируя им весь диапазон своего творческого потенциала. Она была и опытным педагогом, воспитав целую плеяду актеров, ставших впоследствии именитыми.

За свои филигранно сыгранные роли в кино и театре Софья Пилявская стала лауреатом Сталинской премии и получила «высокое» звание Народной артистки Советского Союза. Однако ее постоянно тяготили события, которые случились с ее родственниками: она пережила гибель сестры и брата, арест отца в 1937 году, ее друзья и коллеги уходили из жизни… Ей приходилось мириться с этим и приспосабливаться к новым условиям, которые ей диктовались извне.

Биографическая справка

Софья Пилявская родилась в Красноярске 4 мая 1911 года. Свои детские годы прима МХАТа вспоминает с теплотой. Актриса Софья Пилявская, семья которой спустя шесть лет едет сначала в Петроград, а затем в Москву, не догадывалась, что ее отец-поляк одержим «революционной» идеей. Спустя много лет она узнала, что ее родитель - «старый большевик» из окружения Ленина. Нельзя сказать, что ее семья бедствовала. Напротив, на новогодние праздники она получала роскошные подарки из Польши, родители старались ни в чем ей не отказывать.

Со школьной скамьи у нее проснулся интерес к лицедейству: она с удовольствием принимала участие в утренниках и капустниках, где ставились мини-спектакли.

«Первый блин комом»

А вот первая попытка стать ученицей Студии Художественного театра З. С. Соколовой оказалась провальной. Педагогов смутил польский акцент девочки. Но упорство и трудолюбие юной «сибирячки» были вознаграждены. Занятия у логопеда дали положительные результаты, и вскоре театральный вуз был покорен.

МХАТ

После учебы в Студии Художественного театра Софья Пилявская попадает в труппу МХАТа. Когда на СССР напала фашистская Германия, храм Мельпомены был эвакуирован в Саратов и только глубокой осенью 1942 года он обратно переместился в столицу. Актриса из Красноярска прослужила в МХАТе почти семьдесят лет.

Необходимо отметить, что в начале ее творческого пути руководство МХАТа активно задействовало ее в постановках, так как она виртуозно перевоплощалась в представительниц советской макулатурной драматургии. Однако и убрать этот «коммунистический» шарм ей не составляло особого труда, поэтому Софья Пилявская (актриса МХАТа) могла играть разноплановые роли, что доказывают, например, ее работы в спектаклях «Идеальный муж» и «Школа злословия». Однако в 60-е и 70-е годы в карьере «сибирской» лицедейки наступил творческий кризис: ролей ей предлагали очень мало.

Работы в кино

В кинематографе Пилявская сыграла не очень много ролей, но за образ Христины Падеры в кинокартине «Заговор обреченных» (М. Калатозов, 1950 г.) актриса удостоилась Сталинской премии. Отметили критики ее блестящую работу в «Анне Карениной» (А. Зархи, 1967 г.).

И, конечно же, кинозритель запомнил Пилявскую по ролям Раисы Павловны в «Доживем до понедельника» (С. Ростоцкий, 1967 г.) и Алисы Витальевны в «Покровских воротах» (М. Козаков, 1982 г.).

Личная жизнь

Мужем актрисы был Николай Дорохин, тоже актер МХАТа. Только вместе они прожили совсем мало - наша героиня пережила супруга на 46 лет. Дело в том, что его пытались завербовать в НКВД, а он отказывался, отчего один за другим случались инфаркты. Первый был, когда Николаю исполнилось 33 года, последний - в 48 лет.

Последние годы жизни

В конце жизненного пути Софья Пилявская редко соглашалась принимать участие в съемках в кино. Она предпочитала вести уединенный образ жизни, не забывая при этом наведываться время от времени в Школу-студию МХАТа.

Актриса умерла 21 января 2000 года. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище столицы, где нашли свое последнее пристанище дорогие для нее люди: Книппер-Чехова, Немирович-Данченко, Москвин.

Комментарии