План работы классного руководителя с трудным ребенком в школе

Исходя из того, что семья – ячейка общества, формирование личности каждого ребенка первично происходит именно в ней. Дети практически бездумно копируют поведение взрослых, не отделяя зерен от плевел. То есть бессознательные моменты превалируют в их поведенческих моделях с учетом того, что практического опыта у них предельно мало.

Почему ребенок становится "трудным"?

От того, какова среда, питающая рост ребенка, зависит результат. К сожалению, сегодня институт семьи пребывает в критическом состоянии. Нарушены вековые традиции формирования семьи, что обусловлено общецивилизационными процессами: бедность, интенсификация труда, расслоение общества по уровню доходов, алкоголизм, наркомания. Следствие этих негативных факторов – увеличение количества разводов, социальное сиротство.

В современном обществе ослаблена эмоциально-психологическая связь детей и родителей, что влечет за собой недопонимание, а это, в свою очередь, проявляется в протестном поведении, и, как результат, таких ребят считают трудными или требующими особенного внимания.

Семья и трудный ребенок

Работа с трудными детьми в школе – кропотливый и поистине титанический труд педагогов. Ведь в конечном результате этой деятельности должна получиться личность, которая органично будет сосуществовать с собой и окружающим ее миром.

Основной сложностью этой работы является тот фактор, что «игра в одни ворота» педагогов без заинтересованной помощи родителей, в принципе, обречена на провал. Кроме того, меняя школьника, педагоги опосредованно должны способствовать изменениям в семье, которая его воспитала, а это невозможно без готовности стороны взрослых.

Важнейшую роль в работе с детьми, которые требуют особого внимания, играет профессионализм классного руководителя, его личностные качества.

План работы классного руководителя с трудными детьми в школе невозможно представить без использования такого инструмента как диагностика домашнего окружения.

Изучение и понимание причин проявления протестного поведения ребенка в школе в полной мере возможно только в том случае, если педагог тесно сотрудничает с родителями ученика.

Одним из способов изучения причин девиантного поведения школьников является посещение семьи. Именно в домашнем кругу педагог сможет собрать наиболее полную информацию о ребенке и его окружении. Анализ условий проживания, поведения родителей позволит понять причины проблем ребенка в детском коллективе.

Фиксация причин девиантности школьника - лишь первый шаг, который должен подтолкнуть педагога к составлению плана работы классного руководителя с трудным ребенком. Данный план должен предусматривать беседы с родителями, направленные на корректировку поведенческих моделей в семье, вовлечение ребенка в школьную жизнь, кружковую и внешкольную деятельность, профилактику алкоголизма, наркомании, курения.

Каким должен быть план работы классного руководителя с трудным ребенком?

Школа является микроотражением социума, который окружает наших детей сегодня, со всеми его радостями и проблемами.

Дети, которым дома уделяют недостаточно внимания, из семей, где чрезмерно употребляют алкоголь или наркотики, трудно контролируемы, плохо идут на контакт с учителями и учениками, что, в свою очередь, отражается на взаимоотношениях детей и успеваемости всего класса.

Часто такие дети становятся изгоями, их не любят и не уважают одноклассники, не ценят учителя, что отражается на самооценке. Как результат, наклеивание ярлыка «трудный ребенок».

Но есть и оптимистический сценарий развития событий. Учитель подставит свое плечо и реализует индивидуальный план работы классного руководителя с трудным ребенком, имплементировав его в детский коллектив. Своевременность в этом вопросе – одно из главных условий успешного результата.

Комплексный подход в работе с трудными детьми

Залог эффективной воспитательной работы с детьми в школе – комплекс мероприятий, который реализовывается всем педагогическим коллективом.

На первом этапе составляется план работы классного руководителя с трудным ребенком. Однако он не будет воплощен без привлечения других педагогических работников школы.

И в первую очередь здесь нужно говорить о школьном психологе. Первоначальная диагностика учеников школы осуществляется им. Профессиональный психолог при поступлении в школу выявляет проблемных детей, сигнализирует классному руководителю о наличии и сути таких проблем у ребенка, помогает в их корректировке и устранении.

Не на последнем месте в этой системной работе также находятся методист и заместитель директора по воспитательной работе. В их компетенции - разработка стратегических общешкольных мероприятий, направленных на преодоление трудностей детей в учебе, общении, реализации.

Начальная школа

Дети младшего школьного возраста только начинают осознанно постигать правила общения, формировать навыки сосуществования с другими людьми. Как мы уже говорили, такие ребята склонны к неосознанному воспроизведению поведенческих моделей, сформированных в семье, поэтому значение классного руководителя в корректировке негативных коммуникативных навыков детей начальной школы на этом этапе сложно переоценить.

Толерантность – базис для построения коллектива

Достижение классным руководителем позитивных результатов в работе с трудными детьми возможно в случае формирования благоприятной, толерантной среды.

План работы с трудными детьми классного руководителя на первом месте должен предполагать интеграцию таких школьников в коллектив. Конечно, эта работа требует от учителя многих знаний, умений, понимания глубинных психологических процессов, но результат стоит того.

Сосуществование детей в школьном коллективе отражает поведенческие модели, которые сформированы у каждого в семье. И ключевым моментом при формировании здорового детского коллектива является привитие школьникам принятия отличного мнения, поведения, культуры. Однообразие делает нашу жизнь пресной, поэтому все, что некритично выходит за рамки понимания и общепринятой нормы, нужно воспринимать как вариант этой самой нормы.

Основные формы работы с детьми начальной школы, направленные на профилактику девиантного поведения

Благоприятной почвой для формирования толерантности являются именно детские коллективы, в которых еще не развиты поведенческие клише и штампы.

План работы классного руководителя с трудными детьми в начальной школе должен предусматривать наиболее приемлемые в формировании терпимости учеников внеклассные формы работы: совместные походы, поездки, экскурсии, проведение развлекательных мероприятий.

Неформатное общение позволит детям узнать друг друга ближе, так сказать увидеть другими глазами тех, кто каждый день рядом. И, скорее всего, то, что в школе раздражает, в другой обстановке поможет детям сблизиться.

Развитие коммуникативных навыков детей в начальной школе – важнейший элемент профилактики проблем в коллективе.

Если же говорить о таких проявлениях, которые выходят далеко за рамки нормы (жестокость, агрессия, заниженная либо завышенная самооценка), то их корректировка должна предполагать план работы классного руководителя с трудным ребенком в начальной школе в сотрудничестве со школьным психологом.

Роль преемственности педагогических подходов в профилактике девиантного поведения детей

5 класс – своеобразный пропуск в более самостоятельную жизнь учеников младшей школы. Во-первых, на этом этапе происходит смена классного руководителя, что, конечно же, отражается на общем климате в детском коллективе. Во-вторых, происходят возрастные психологические изменения. Как следствие – переоценка ценностей.

В случае если педагоги сформировали здоровое ядро детского коллектива в начальной школе, эти изменения не затронут его на глубинном уровне, но если же «кирпичики» были сложены некрепко, скорее всего, проблемные ребята начнут формировать коллектив под себя.

Работа с трудными детьми в 5 классе

Устоявшиеся нормы поведения в классе, расставленные предыдущим педагогом приоритеты могут оказаться неустойчивыми с приходом другого учителя. Важным моментом в этом процессе является преемственность педагогических подходов, что позволит сохранить традиции класса, его благоприятный микроклимат, избежать появления трудных детей.

В данном случае мы говорим о формировании групп с девиантным поведением, которые склонны к употреблению алкоголя, наркотиков, курению, совершению правонарушений. Педагогу важно не допустить укрепления традиций такого поведения.

План работы классного руководителя с трудными детьми (5 класс - особенно важный период) должен опираться на проведение индивидуальной и классной работы, которая предусматривает познавательные, воспитательные и развлекательные мероприятия, конкурсы. Основная их цель - представление полной информации о последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения, правовой и административной ответственности за совершенные правонарушения.

Классный руководитель также должен вовлекать детей в кружковую работу, способствовать всесторонней полезной занятости школьников как в учебное, так и во внешкольное время.

Кроме того, в воспитательных целях необходимо применять совместный труд одноклассников: проведение генеральных уборок в классе, субботников, посадка деревьев.

Взросление и «взрослость»

Трудности в работе с проблемными подростками в старшей школе обусловлены фактором взросления детей и проявлениями так называемой взрослости, когда ребенок считает себя настолько состоявшейся личностью, что авторитет взрослого им практически не воспринимается. Это период эгоцентризма и смещения социальных акцентов.

Особенности работы с трудными детьми в 8 классе

Правильной тактикой в воспитательной работе с подростками будет такой план работы классного руководителя с трудными детьми в классе, где акценты расставлены на построении партнерских отношений. Эта деятельность строится совместно с родителями, которые также должны изменить свои социальные роли учителей на партнеров.

Работа педагога на этом этапе – осмысленная профилактика псевдовзрослого поведения детей (потеря интереса к учебе, употребление алкоголя, наркотиков, неразборчивые связи).

План работы классного руководителя с трудными детьми в 8 классе рекомендуется дополнить такими мероприятиями: посещение медицинских учреждений, которые занимаются лечением алкоголизма и наркомании детей, органов пенитенциарной системы, где отбывают наказание несовершеннолетние. Такие формы работы позволят неавторитарно влиять на точку зрения учащихся и достигать запланированной цели.

Комментарии