Образ России в поэме "Мертвые души": художественный анализ. Образы помещиков в произведении Н. Гоголя
В 1835 году Гоголь по совету Пушкина задумал написать грандиозное художественное произведение о России. Через шесть лет книга была издана и имела название «Мертвые души». В ней в аллегорической форме был изображен весь народ со своими тревогами и упованиями. Герой этой книги – предприниматель-авантюрист, человек новой формации. Но все же образ России в поэме «Мертвые души» стал главным.
Неоконченный роман
Книга стала самым значительным произведением Гоголя. В нем он отразил все стороны русской жизни. Но, согласно некоторым сведениям, гениальный роман так и не был завершен. Написание его пришлось на период творческого кризиса. Согласно замыслам писателя, продолжение не должно было иметь сатирического подтекста. В нем Гоголь планировал изобразить идеальную картину русской жизни. Но замыслам писателя не суждено было осуществиться. И идеальный образ России в поэме «Мертвые души» так и не смог увидеть читатель.
Образы в романе
Целью произведения стало отображение пороков русского общества. И создать неприглядный образ России в поэме «Мертвые души» Гоголь решил с помощью изображения типичных представителей того времени. Собирательными образами стали и мечтательный праздный Манилов, и скупердяйка Коробочка, и дебошир-гуляка Ноздрев, и угрюмый Собакевич. Наконец, одним из распространенных типов русских помещиков являлся патологически алчный Плюшкин. Все эти персонажи стали элементами, без которых невозможно представить полный образ России в поэме «Мертвые души».
Пережитки прошлого
Стоит только повнимательнее взглянуть на героев гоголевской поэмы, и становится ясно, что все они являют собой некогда положительных персонажей. Закостенелость в обществе и простой в социальной жизни способствовали деградации этих личностей.
Безнравственность и невежество привели к тому, что бережливость Плюшкина превратилась в скупость, граничащую с безумством, хозяйственность Коробочки – в непроходимую глупость. В образе Собакевича присутствуют черты богатыря, которые под влиянием беспрестанного накопительства преобразовались в подозрительность и грубость. Манилов представляет собой добродушного романтика, беспечность которого, впрочем, превратила его в пустого, глупого человека. Да и героическая удаль Ноздрева была искажена в атмосфере серого невежественного существования. В романе он изображен бессовестным вруном, бездельником и хамом.
Все эти персонажи представляют собой безжизненный образ России в «Мертвых душах». Но они не стали отрицательными героями в произведении Гоголя. Они являются деградировавшими личностями, бывшими некогда положительными. Вернуть в это прежнее качество могли бы их лишь кардинальные изменения в социальной жизни России.
Чичиков и Россия
В «Мертвых душах» нет главных героев. Хотя роман и повествует о приключениях предприимчивого Чичикова, центром сюжета является русское общество, олицетворенное печальными образами помещиков. Новые капиталистические тенденции, которые стали проявляться, подверглись уничижающей оценке писателя. Авантюристский дух и энергия скупщика мертвых душ проявили свою несостоятельность на фоне русских реалий. То и дело он сбивался с пути. Великая русская дорога заносила его дважды не в те края. Но он не отчаивался и продолжал идти к намеченной цели. Однако она не была достигнута, в чем тоже есть некая символичность.
Живая Россия и мертвые души, которые временно поселились в ней, – такова идея неоконченного произведения. Неподвижный и мрачный мир помещиков был противопоставлен автором деятельному образу Чичикова в завершенной части. И уже в конце нее становится ясно, что персонаж, разъезжающий по дорогам России в поисках мертвых душ, не есть ее новый герой. Чичиков и подобные ему не смогут изменить эту страну. Кто же на это способен? Ответ должен был содержаться в последующих томах, которые создать Гоголю не удалось. Именно в них он намеревался изобразить желанный образ родины и народа, которого любил он, несмотря на страшные пороки, превыше всего.
Смех сквозь слезы
Сатира Гоголя сопровождается горькими рассуждениями. Характерной особенностью таланта этого писателя было умение совместить комическое с трагизмом. В преобразовании общества важную роль может сыграть обличение пороков, которые преобладают среди его представителей, особенно если сделано это мастерски. Гоголь верил в это. Он с необыкновенно тонкой иронией описал обычный губернский город и дома, почти затерянные в полях.
Он не обошел вниманием даже такие, казалось бы, мелочи, как вывески на станциях с нелепыми надписями, небольшие деревца, названные в местной газете тенистыми широколиственными деревьями. Все это были составляющие образа России. Но главной в них стала дорога. К ней Гоголь имел особое отношение. Именно в пути он создал часть гениальной поэмы.
Дорога располагала его к творческим открытиям. Она вдохновляла писателя. В художественном смысле дорога, как никакой другой образ, не дополняет столь ярко картину русской жизни.
Критика
«Россия в "Мертвых душах"» – сочинение, которое нередко пишут на уроках литературы. Чтобы выполнить такое творческое задание, следует изучить критические статьи, посвященные произведению Николая Гоголя.
Белинский полагал, что «Мертвые души» требуют изучения. Оценить художественный смысл с первого раза не под силу даже мыслящему человеку. Поэму следует перечитывать. Для того чтобы написать полноценное сочинение по произведению Гоголя, стоит прочитать статью Белинского «Похождение Чичикова, или Мертвые души».