Бортовой самописец: где находится, как выглядит, зачем нужен?
С экранов телевизоров, когда происходит очередная авиакатастрофа, мы часто слышим о поисках черного ящика. Вы никогда не задумывались, а почему он так называется? Парадокс состоит в том, что это совсем и не ящик, и вовсе он не черный… На самом деле этот прибор называется бортовым самописцем.
Как выглядит бортовой самописец?
Давайте разберемся, каким внешним видом он обладает. Бортовой самописец, как правило, имеет ярко-оранжевую или красную расцветку. На ящик он тоже совершенно не похож. Так как обычно имеет круглую или овальную форму. "Почему?" - спросите вы. Объяснение простое. При падении самолета тела округлой формы будут лучше противостоять внешним воздействиям. Кстати, яркая расцветка облегчает его поиски после авиакатастрофы.
На языке профессиональных авиаторов черный ящик называется системой аварийной регистрации параметров полета. А сокращенно - просто САРПП.
Устройство бортового самописца
Сам самописец - прибор нехитрый. В нем собрано множество датчиков, накопителей, блоков обработки сигналов. Микросхемы и контроллеры не очень отличаются от тех, что есть в наших ноутбуках. А вот так называемая флеш-память применяется в самописцах недавно. Множество самолетов, совершающих полеты в настоящее время, оборудованы еще старыми моделями. В них запись происходит на магнитную ленту, как в старых магнитофонах, или же на проволоку. Конечно, проволока намного прочнее, чем лента, а значит, и более надежна.
Чтобы лучше защитить все эти детали, их помещают в абсолютно герметичный корпус. Изготавливается он из титана или же высокопрочной стали. Внутри находится серьезный слой термоизоляции. Есть специальные стандарты, которым должны соответствовать бортовые самописцы, ведь данные будут сохраняться в условиях больших перегрузок, в огне и в воде. Неизвестно, где прибор может оказаться после авиакатастрофы, а потому должен выдерживать абсолютно все испытания.
Как ищут самописцы?
Действительно, а как найти бортовой самописец в воде? Ведь это может быть и небольшое озеро, и море, и даже океан. Оказывается, что черные ящики оснащают специальными ультразвуковыми маячками, которые включаются в момент соприкосновения с водой. Маяк издает сигнал на частоте 37 500 Гц. Когда эти звуки пеленгуют, то обнаружить сам ящик уже не составляет никакого труда. Из воды его поднимают водолазы или специальные роботы, когда глубина оказывается очень большой.
Что касается поисков на земле, то это еще проще. Зная место крушения авиалайнера, самописцы ищут поблизости, осматривая территорию вокруг.
Экскурс в историю
Как вы думаете, а кто изобрел первый самописец? Считается, что подобное устройство придумал Дэвид Уоррен, австралийский ученый. В 1953 году разбился первый пассажирский реактивный самолет «Комета-1». В этой авиакатастрофе никто не уцелел, и свидетелей трагедии не было, значит, и о причинах крушения говорить не приходилось. Дэвид работал в команде, которая проводила расследование падения. Ему пришла в голову идея о том, что им бы очень могли помочь записи переговоров пилотов, а также показания приборов в момент падения. Тогда можно было бы установить причины крушения лайнера.
В 1960 году в Австралии произошла авиакатастрофа в штате Квинсленд. После нее правительство страны предписало всем авиакомпаниям установить на бортах самописцы. По сути, Австралия стала первой страной в мире, которая издала такой закон.
В настоящее время бортовой самописец - обязательное устройство на любом самолете. Оно помогает установить причины катастроф и предотвратить новые возможные трагедии.
А само название "черный ящик" прибор получил потому, что самые первые его экземпляры запрещали обслуживать техническим работникам. Внутреннее его устройство и принцип работы были строго засекречены. А делалось это авиакомпаниями для обеспечения максимальной объективности расследования авиакатастроф. Такова история первых самописцев.
Современные самописцы
Современные бортовые самописцы уже более усовершенствованы и сильно отличаются от своих прародителей. Внутри их находятся защищенные бортовые накопители (ЗБН). Как правило, сейчас на авиалайнерах ставят два таких ЗБН, один из которых записывает летные параметры, а второй - все переговоры экипажа. Но бывают и другие варианты. На некоторых авиалайнерах данные могут записываться и на два, и на три ЗБН. Это делается для перестраховки. В том случае, если одни разрушится, то обязательно уцелеет другой.
Для того чтобы защитить данные при катастрофе, полые части черного ящика заполняют специальным порошком, который выдерживает температуру горения авиакеросина. Благодаря ему температура внутри самописца не поднимается более ста шестидесяти градусов. Это позволяет сохранить всю информацию, находящуюся внутри. Что касается военных самолетов, то они ничем не отличаются от гражданских. Правда, в них еще ведется запись параметров относительно работы с оружием.
Где находятся бортовые самописцы в самолете?
Черные ящики находятся в самолетах обычно в хвостовой части фюзеляжа. По статистике, именно эта область менее всего подвергается повреждениям при авариях, ведь основной удар обычно приходится на носовую часть. Как мы уже говорили, самописцев на борту авиалайнеров несколько. Так уж повелось в авиации, что все системы резервируются. Так больше вероятность того, что хоть один из черных ящиков уцелеет, и информация с бортовых самописцев будет расшифрована.
Виды бортовых самописцев
Кстати, это оборудование отличается еще и по способу записи информации, что позволяет получить более точные результаты. Бортовых самописцев, точнее, их видов, два: речевой и параметрический. В чем их особенности и различия?
Запись бортового самописца первого вида (речевого) сохраняет не только разговоры членов экипажа и диспетчеров, но и все окружающие звуки в течение последних двух часов. Что касается параметрических, то они пишут данные с разных датчиков. Все параметры фиксируются по несколько раз в секунду, при быстрых изменениях частота регистрации информации увеличивается, а время варьируется от семнадцати до двадцати пяти часов. А значит, запись бортового самописца охватит длительность любого полета.
Параметрические и речевые приборы могут объединяться в один, но в любом случае все записи делаются по времени. Параметрические устройства фиксируют не все данные полета, а только те, что могут быть полезны при расследовании аварии.
Полную информацию обо всем происходящем на борту самолета пишут эксплуатационные приборы. Именно их данные используют для анализа поведения пилотов, ремонта лайнера и обслуживания. Они ничем не защищены, а потому расшифровка бортовых самописцев этого вида невозможна.
Какие данные фиксируются бортовыми самописцами
Черные ящики фиксируют множество параметров, среди которых можно выделить:
- технические: давление гидросистем, обороты двигателей, давление топлива, температура и т. д.;
- действия членов экипажа: выдвижение и уборка взлетно-посадочных механизмов, отклонение органов управления;
- данные навигации: высота полета, скорость, прохождение маяков и т. д.
Как интерпретировать данные черного ящика?
В средствах массовых информации всегда сообщают о том, что данные черного ящика лайнера будут расшифровывать. А так ли это на самом деле? Расшифровка бортовых самописцев - это такой же миф, как и то, что ящики - черного цвета.
Вообще бортовой самописец самолета предназначен прежде всего для установления причин авиакатастрофы, чтобы предупредить в дальнейшем подобные ситуации. А потому специализированная защита не нужна. Если уж по каким-то причинам хотят скрыть или умолчать истинные факты (возможно, по политическим мотивам), то всегда можно сослаться на большие повреждения и невозможность прочесть данные бортовых самописцев.
Всегда ли можно получить информацию?
Кстати, статистика говорит о том, что повреждения приборов возникают довольно часто. Это примерно каждая третья авария. Однако информацию все равно можно восстановить.
Перспективы развития самописцев
В современном мире к самописцам предъявляются все более новые и жесткие требования. А значит, им есть куда развиваться. Ближайшая перспектива – производить видеозапись из разных точек снаружи авиалайнера и внутри него. Эксперты утверждают, что это может помочь перейти на новый уровень аппаратуры, чтобы приборы в кабине пилота были не стрелочными, а в виде дисплея. Поскольку старые ящики имеют свойство, так сказать, застывать во время аварии на последних показаниях, то имеет смысл заменить их экранами, которые так себя вести не будут. Однако в настоящее время, наряду с мониторами, все равно пользуются и стрелочными приборами, на случай их отказа.
Вообще сложно представить, что еще совсем недавно все самолеты строились и совершали перелеты без черных ящиков. В Великую Отечественную войну появились только первые летательные аппараты, на которых происходила регистрация нескольких параметров. Активное распространение самописцев стартовало только в начале шестидесятых годов (и в нашей, и зарубежной авиации). В СССР этим вопросом стали серьезно заниматься с 1970 года. Дело в том, что на тот момент уже запрещалось совершать международные рейсы без наличия черных ящиков.
Вместо послесловия
В нашей статье мы постарались рассказать о таинственном «черном ящике». В современном мире бортовой самописец является неотъемлемой частью авиации. Уже сложно представить, что можно как-то обойтись без него. Дело в том, что он нужен не только для расследования трагедий, но и прежде всего для того, чтобы из каждой авиакатастрофы был вынесен урок, и в дальнейшем предпринимались все необходимые меры, направленные на предупреждение возможных крушений. Кстати, материалы расследований часто используют в тренажерных центрах, так сказать, в качестве моделирования реальных ситуаций для пилотов, ведь чем больше опыта поведения в чрезвычайных обстоятельствах у экипажа, тем больше шансов на то, что им это поможет в реальном полете. Безусловно, далеко не все зависит от людей, сбои техники им не подвластны, но лишний опыт, как говорится, никогда не помешает.