Транспортно-географическое положение России: особенности, плюсы и минусы. Экономико- и транспортно-географическое положение России
Россия считается крупнейшим государством мира. Северной материковой точкой является м. Челюскин (п-в Таймыр), островной - м. Флигели (о. Рудольфа). Крайним западным считается участок на Песчаной косе у Калининграда (в Балтийском море), восточным - м. Дежнева (Чукотка).
Специфика территории
Протяженность границ оказывает существенное влияние на экономико- и транспортно-географическое положение России. Практически вся территория государства располагается в Восточном полушарии. Большая протяженность страны обуславливает разницу во времени - 10 часов. В малонаселенных областях и на морях границы часовых поясов проходят по меридианам. В густонаселенных районах они совпадают с административными границами субъектов. Общая протяженность границы РФ - 60 тыс. км. Из них 40 тыс. км считаются морскими. Они проходят в 22.7 км от береговой линии. В 370 км от материка и островов располагаются границы экономической морской зоны страны. В ее пределах разрешено судоходство любым странам. Добыча природных водных ресурсов и недр производится исключительно РФ.
Северные границы
Они проходят по акватории морей Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых. Все, кроме первого, покрыты на протяжении года дрейфующими льдами. В этой связи транспортировка грузов по ним существенно затруднена. В пределах Ледовитого океана располагается российский сектор Арктики. Все его острова принадлежат РФ, за исключением нескольких из архипелага Шпицберген.
Запад и Восток
Восточные границы проведены по акватории Тихого океана и Охотского, Берингова, Японского морей. Остров Сахалин отделен от о. Хоккайдо проливом Лаперуза. Японское море не замерзает, что обеспечивает транспортную связь с ближайшими соседями. Водами Балтийского моря РФ соединяется с Германией, странами Прибалтики, Польшей, Швецией. Северная часть акватории на некоторых участках замерзает, а на других - нет. Балтийское море обеспечивает транспортную связь со многими западноевропейскими государствами. На юго-западе морская граница проходит по акватории Черного и Азовского морей. Небольшие по протяженности линии идут также по Каспийскому морю.
Транспортно-географическое положение России (9 класс)
До распада Советского Союза у страны было 4 основных выхода к мировому океану:
- Черноморский.
- Североморский.
- Тихоокеанский.
- Балтийский.
После распада СССР образовались независимые государства, было создано СНГ. Существенно изменилось транспортно-географическое положение России. Кратко говоря, распад Союза значительно ограничил возможности самостоятельного выхода страны на основные торговые пути. В особенности это отмечается в районе Черного и Балтийского морей. Это, в свою очередь, сказалось и на геополитической ситуации.
Порты
Транспортно-географическое положение России сегодня достаточно сложное. Страна стала фактически оторвана от балтийских государств. Крупным международным портом на западе является сегодня Санкт-Петербург. Его обеспечивает сеть внутренних путей, которые веером расходятся по разным направлениям от него. Калининградский и Выборгский порты характеризуются меньшей мощностью и загруженностью. В Черноморско-Азовском бассейне также существует ряд проблем. В этом районе действует два порта - Туапсе и Новороссийск. Через них экспортируется нефть и импортируется зерно. Но в этих портах отсутствуют причалы для погрузки штучных товаров и контейнеров. Транспортно-географическое положение России осложняется также и тем, что на юге и северо-западе нет приморских участков, подходящих для строительства портовых причалов без ограничения расходов.
Северный путь
Сложившееся транспортно-географическое положение России существенно ограничивает морскую связь с государствами Запада через Черное и Балтийское моря. Вместе с этим увеличивается роль северных портов. Этот путь связан с высокоширотным достаточно рискованным мореходством. Тем не менее в настоящее время довольно остро стоит вопрос об увеличении пропускной способности северных портов. Превращение этого пути в крупную магистраль заняло десятилетия. Так, в 1932-м от Мурманска до пролива Берингова, а в 1935-м - до Владивостока прошел без зимовки ледокол "Сибиряков". Регулярное плавание началось с 1937-го. Судам требовалось около месяца на преодоление расстояний. Судоходство по северному пути идет 4 месяца. Эта магистраль соединяет дальневосточные и европейские порты, устья сибирских рек. Следует отметить, что в районе Сибири практически отсутствуют другие транспортные пути. В этой связи значение северной магистрали будет только возрастать.
Дальний Восток
Изменившееся со времен СССР транспортно-географическое положение России, плюсы и минусы которого при детальном рассмотрении каждого региона становятся очевидны, заставляет правительство переориентировать усилия на развитие отдаленных районов. Это, в частности, связано со слабым развитием дальневосточного направления. А в этом регионе есть свои преимущества. Одним из важнейших достоинств Дальнего Востока является обеспеченность выходов к акватории Тихого океана. Если развивать это направление, можно существенно улучшить транспортно-географическое положение России. Плюсы и минусы сложившейся сегодня на Дальнем Востоке ситуации обуславливаются не только внутренними, но и внешними факторами. Так, все еще существуют претензии у Японии по поводу островов.
Железная дорога
Особенности транспортно-географического положения России проявляются не только в освоении морских путей. Существующие сложности сегодня связаны и с эксплуатацией железнодорожного транспорта. Примеры транспортно-географического положения России в советское и настоящее время ярко свидетельствуют об этом. Так, в годы СССР на западных границах было сконцентрировано 25 железнодорожных пересечений. Сегодня РФ имеет только 3:
- От Калининградской области к Польше и в Брест.
- С Финляндией.
- Из Санкт-Петербурга в Гродно.
Минусы транспортно-географического положения России очевидны и в сфере автомобильного сообщения. Перемещение по магистралям достаточно дорого обходится стране. На сегодняшний день имеет место существенная ограниченность возможностей железных и автомобильных дорог, а также морских и речных портов.
ЭГП и транспортно-географическое положение России
Для определения места, которое занимает страна в сравнении с другими государствами, анализируется ее позиция относительно крупных хозяйственных, культурный центров. По этим показателям проводится оценка транспортно-географического положения России. При анализе используются различные масштабы:
- Макроуровень. По нему характеризуется позиция страны в глобальном, мировом масштабе по отношению к материкам, ключевым центрам международной экономики и политики, транспортным путям.
- Мезоуровень. Он характеризует страну относительно групп государств, формирующих исторические области (АТР, Южная Азия).
- Микроуровень. В этом масштабе анализируется транспортно-географическое положение России относительно приграничных стран.
Геополитическая позиция показывает место государства на политической карте планеты. По ЭГП характеризуется положение страны на экономическом уровне. Для сравнения берутся ключевые хозяйственные центры мира. ЭГП определяется по транспортно-географическому положению.
Мезоуровень
В связи с изменением геополитической ситуации, возникли миграционные потоки. С распадом СССР в России началось перераспределение рабочей силы. Промежуточные миграционные потоки стали оседать на Урале и Поволжье. Достаточно большой процент остался в Краснодарском и Ставропольском краях. Вместе с миграционными перемещениями началась передислокация военных к приграничным территориям. Существенные изменения отмечаются и в рыночном положении регионов относительно торговых партнеров, индустриальных центром, транспортных путей.
Группы районов
Сегодня выделяют регионы с благоприятными условиями для осуществления экономической деятельности. Существуют районы и с некоторыми сложностями для работы хозяйствующих субъектов. К первым относят те, которые находятся в пределах зон влияния основных федеральных транспортных узлов: Москва и область, приморские районы, Свердловская, Пермская обл. и так далее. Во вторую группу входят регионы, расположенные в глубине страны: Волго-Вятский район, Западная и Восточная Сибирь, Магаданская область, Республика Коми и прочие периферийные территории.
Геополитические приоритеты
По оценкам историков, СССР находился в биополярном мире (Америка - НАТО, Советский Союз - организация Варшавского соглашения). После распада изменилось геополитическое положение РФ. Мир становился постепенно многополярным. В своей политике Россия не должна ориентироваться на какую-либо одну группу стран. В настоящее время важны связи не только с государствами СНГ. Для России приоритетным направлением сегодня выступает установление взаимодействия со всеми странами, на рынках которых можно выгодно реализовать свою продукцию и приобрести актуальные для себя товары. Государству приходится ориентироваться на те державы, которые дают возможность получить максимальный эффект от внешних взаимоотношений. Различные приоритеты ранее были связаны со многими обстоятельствами, которые были тогда актуальны. Сегодня ситуация изменилась. Соответственно, переориентировались и приоритеты. Они направлены на:
- Страны Южной и Западной Европы. Прочные связи установились с Германией.
- Государства Восточной Европы. С ними Россия планирует обновить и улучшить взаимодействие.
- Страны АТР (Индия, Китай, Япония, Корея).
Изменения в геополитическом положении вызвали ряд негативных последствий. В настоящее время внешняя торговля с государствами западного и южного полушария осуществляется через страны СНГ. Это существенно осложняет транспортные операции и работу топливно-энергетического комплекса международного характера.
Заключение
В настоящее время Россия все еще выступает в роли одного из крупнейших экспортеров сырья. Вместе с этим страна является и импортером инвестиционных и потребительских продуктов в мировой торговле. Однако "сырьевая модель", приносившая определенный доход, не может полностью обеспечить быстрое и устойчивое развитие государства. Это главным образом связано с истощением действующих месторождений, отсутствием достаточного финансирования на разработку новых, износом технологического оборудования, устареванием технологий добычи и обработки. Одним из приоритетных направлений для страны сегодня, по мнению экспертов, выступает участие в многосторонних проектах международного масштаба. Россия в настоящее время достаточно активно включается в систему глобального разделения труда. Однако этот процесс сопровождается и позитивными, и негативными результатами. Плюсом выступает тот факт, что государство имеет возможность покупать на международном рынке необходимые товары и услуги по вполне доступным ценам. Вместе с этим, страна является и экспортером. И если внешние цены будут ниже внутренних, то эффект от этой деятельности будет отрицательным. При всех имеющихся сложностях, государство проводит качественно новую политику. При этом активно используются плюсы географического расположения. Сегодня страна находится в десятке государств, подписавших договор о сотрудничестве на международном уровне с Балтийскими державами. Аналогичное соглашение действует и с черноморскими регионами.