Художник Курбе Гюстав: жизнь и творчество

Курбе Гюстав (1819-1877) – художник, наделенный немалым дарованием, почти самоучка. Он сознательно отказался от академического стиля в живописи и стал родоначальником реализма, перешедшим в позднем творчестве в прямой натурализм.

Умудренный невзгодами Гюстав Курбе, фото которого (выше) было сделано в последние годы жизни, выглядит задумчивым человеком, который не старается казаться лучше, чем он есть.

Детство

Курбе Гюстав родился в маленьком городке (по нашим меркам в деревне) с населением в три тысячи человек, в Орнане, недалеко от Швейцарии. Отец мечтал, что сын будет юристом, поэтому отправил в 1837 г. его учиться в Королевский колледж в г. Безансоне, расположенном неподалеку от родного дома. По собственному усмотрению Курбе Гюстав начинает занятия живописью под руководством ученика Давида.

Париж

В двадцать лет молодой человек отправляется в столицу якобы для углубления знаний в юриспруденции. Но реально он посещает Лувр и художественные мастерские, в которых, как он для себя решил, ему делать нечего. Но в одной из мастерских он задержался: там обучали рисовать обнаженную натуру.

Выставка

На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. В нем уже виден самостоятельный почерк пока еще романтичного художника, который ищет свой путь. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал.

Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя. Глаз расположен примерно на линии золотого сечения, так, чтобы зритель не мог от него оторваться. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо. Здесь тоже не вполне удалось задуманное. Но хороши и печальный спокойный спаниель, и золотисто-коричневый праздничный колорит, и еле видимый пейзаж в глубине картины. Остальные работы художника в Салон не приняли.

Живопись и политика

Париж всегда был политизированным городом. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. Но на баррикады Гюстав не пошел. К этому времени художник уже побывал в Голландии и привез отчетливое желание полностью разорвать с романтизмом. Создав на основе новой концепции ряд полотен, Гюстав Курбе, произведения которого раньше просто отвергались, в 1849 году выставил в Салоне 7 картин. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль.

«Похороны в Орнане» (1849 г.)

Это масштабное полотно размером в длину более трех метров и высотой более полуметра художник Гюстав Курбе посвятил одному из своих дедов. Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. Все горожане старались попасть на картину-эпопею. На ней изображены и певчие, и кюре, и мэр города, и жители в черных траурных одеждах.

Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви. Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Сюжет весьма прозаичен, но в этом полотне интересны образы людей, которые создал Курбе, поднявшись до обобщений. Сосредоточив все внимание на процессе похорон, а не на деяниях покойного или на посмертном существовании души, живописец проявил себя полным реалистом.

В Париже не поняли, зачем из обычных похорон создавать столь монументальную картину, да еще и с плоскостной композицией. На Всемирную выставку 1855 года ее не принимают, хотя жюри отобрало для нее одиннадцать работ Курбе. Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы. Тогда полный возмущения художник устраивает свою собственную выставку, которая состоит из 40 полотен. Он печатает «Манифест реализма», и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует реализм в живописи. Это вызывает в обществе скандал.

«Веяльщицы» (1854 г.)

Известно, что позировали для этой картины Курбе, отображающей тяжелый крестьянский труд, две его сестры и знакомый ребенок.

Картина получила жизнерадостное звучание за счет золотистого колорита и ярко-красного платья девушки, стоящей в центре композиции и сразу привлекающей внимание. Симпатичная рыженькая кошечка спит рядом с дремлющей девушкой в сером, оживляя атмосферу и без того мажорную. Непонятно только, зачем нарисован закрывающий дверь ларь-сундук, возле которого расположился мальчик.

«Пергола» (1862 г.)

Эта картина показывает другого Курбе, способного любоваться женской красотой, сопоставляя ее с пышным цветением вьющихся по перголе роз.

Четко по золотому сечению проходит линия раздела композиции, основную часть которой занимают белые, оранжевые, красные цветы. Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки. Белые полупрозрачные рукава и белый воротник гармонируют с расположенными рядом цветами, а платье по тону совпадает с тенями под левой рукой и затененной листвой в левой части картины. Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист.

«Происхождение мира» (1866 г.)

Не хочется долго останавливаться на этой работе. Она слишком неприятна для человека со здоровой психикой, не склонного к подглядыванию за человеком в самых интимных моментах его жизни. На картине изображен торс женщины без лица. Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено.

Эта картина доставит удовольствие только вуайеристу, который получает удовлетворение, когда ему показывают половые органы человека другого пола и ничего более. Здоровому человеку это не требуется, и рассматривать этот опус не хочется. Хочется просто быстро забыть подобную гадость.

В этот период Курбе создает много эротических полотен, среди которых выделяются особой откровенностью «Спящие». Этот натурализм вызывает осуждение круга как обывателей, так и людей с именами. Но его ярым приверженцем остается Прудон, чей портрет он написал.

«Волна» (1870 г.)

Этот пейзаж считается шедевром Курбе. Полотно почти пополам отдано небу и морю. Тучи плотно закрыли небеса. Их оттенки переливаются от серовато-зеленых до сиренево-розовых и потрясают своей красотой.

Цвет волн также играет всеми тонами зеленого, создавая разнообразные глубокие цветовые эффекты. Это прекрасно передает мощь природных сил. Художник был захвачен этой темой и написал цикл работ, где изображены различные виды Этрета и его бурного беспокойного моря.

В 1871 году сильно политизированный художник принимает активное участие в действиях Парижской Коммуны. После подавления восстания ему инкриминировали низвержение Вандомской колонны. После этого Курбе сидел в тюрьме, и его приговорили к выплате колоссального штрафа. Он бежал в Швейцарию, где и умер в полной нищете.

Вызывает очень неоднозначные реакции как человек и художник Гюстав Курбе, творчество которого и сегодня не оставляет людей безразличными. Это говорит о несомненном таланте и сильной личности этого живописца.

Комментарии