Опус - это музыкальный термин. Для чего существует в музыке это понятие?
Что означает слово «опус» применительно к музыкальной культуре? История возникновения слова, теоретическое обоснование его, как музыкального термина, современное значение - обо всем этом далее в статье.
В нашей языковой культуре слово «опус» закрепилось в основном в двух смысловых значениях:
- Насмешливо-пренебрежительное определение какого-либо литературного сочинения, не заслуживающего высокой оценки.
- «Опус» - это музыкальный термин.
Поскольку с первым вариантом всё ясно, попробуем разобраться со вторым.
Возникновение слова «опус»
В основе слова «музыка» лежит понятие «музыкальное произведение», однако второе не идентично первому и имеет исторические границы.
Есть музыка, как произведение, и это связано с письменной традицией; и есть музыка, как деятельность, связанная с импровизационным воспроизведением её образцов.
Это разграничение впервые было зафиксировано в трактате Н.Листениуса «Musica» в 1537 году. Именно в этом трактате впервые было сказано, что опус – это «письменно оформленное, полностью законченное произведение». Таким образом, впервые было зафиксировано новое понятие «опус».
В первом тысячелетии христианства устная форма музыки господствовала настолько, что даже термина «импровизация» не существовало, поскольку не было альтернативы. Развитие двух вариантов творчества в музыке началось лишь с 9-10 веков, когда появились первые экземпляры, зафиксированные на бумаге.
В этот период средневековья «опусная» музыка и «практика» ещё существовали параллельно, все события человеческой жизни сопровождались игрой музыкантов и часто исполнитель чередовал собственные сочинения с чужими, не ощущая резкой грани между этими понятиями.
Важно было мастерство комбинирования уже устоявшихся формул, одни и те же мотивы свободно мигрировали из одного произведения в другое, и это не считалось плагиатом. Талант проявлялся в способе обработки материала.
Письменная музыкальная культура - европейское новшество
Постепенно стали всё больше цениться элементы новизны в творчестве, такое создание новых, ранее не существовавших напевов, стало называться «сочинительством». В этом смысле история становления европейского музыкального профессионального искусства ничем не отличается от процессов, происходивших на других континентах.
Принципиальная разница заключается лишь в том, что именно в Европе берёт своё начало письменное творчество, здесь родилась единственная в мире письменная музыкальная культура. И это изменило всё: появилась новая концепция музыкального искусства, эстетические критерии, изменилась психология творчества, слуховые настройки, стали создаваться методы обучения музыке профессионально.
Вместе с уникализацией музыкального сочинения появилось понятие «композитор» - создатель нового произведения. Следующим естественным шагом было создание автономной музыки, которая уже не была связана с какими-либо бытовыми нуждами, а представляла ценность сама по себе.
Теоретическое обоснование понятия «опус»
Немецкий философ и теоретик музыки ХХ века Карл Дальхауз выделяет следующие атрибуты, определяющие понятие «опус»:
- композиционная завершённость;
- полностью зафиксированный в письменном виде текст;
- автономность, отсутствие прикладной привязки музыки;
- «эстетическое созерцание как благоговение», самоценность «абсолютной музыки», без текста и программы.
Ещё один немецкий теоретик музыки Ганс Эггебрехт дал более точное определение понятия «сочинение», написав, что «опус» - это:
- теоретичность (подчинённость правилам теории);
- наличие философской содержательности;
- зафиксированность в нотах;
- многоголосие;
- принадлежность автору;
- завершённость формы;
- уникальность.
Что означает слово "опус" сегодня?
На сегодняшний день опус – это уже не просто сочинение, зафиксированное нотами на бумаге. Слово «опус» означает, что произведение было издано и в процессе издания ему присвоен определённый номер. В зависимости от времени, когда была опубликована музыка, опус может иметь большее или меньшее цифровое выражение.
Если при жизни композитора какое-то из его произведений не было напечатано ни разу и, соответственно, не имеет своего опуса, то ему присваивается название «посмертный опус», то есть такой, который был издан после смерти автора.
Цифра опуса не всегда отражает время написания произведения. Если оно было написано в ранний период творчества, а издано впервые спустя много лет, то и номер опуса ему будет присвоен поздний. Например, написанное Бетховеном в молодости рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» имеет поздний номер опуса 129.
Иногда композитор издаёт сразу несколько произведений. Всем им присваивается один номер опуса, но разные порядковые номера. Например, 24 прелюдии Шопена изданы как опус 28, но имеют разные порядковые номера от 1 до 24. Таким образом, выражения: «Шопен – пятая прелюдия» и «Шопен – опус 28, №5» означают одно и то же.