Психология творчества и развитие ребенка

Творчество – это загадочный процесс, основу которого психологи стремятся понять в течение многих лет.

Психоанализ, начиная с Зигмунда Фрейда, пытался объяснить тягу к творческому самовыражению через понятие сексуальной энергии. Бихевиористы считали его ни чем иным, как закрепленным способом поведения. А экзистенциальные психологи рассматривали творческий процесс, как попытку выхода за привычные рамки нашего существования.

В целом, психология творчества в настоящее время пытается ответить на вопрос о том, как найти или обрести талант, от каких факторов он зависит.

Большинство школ сходятся в одном. Творческие способности не исчерпываются лишь умением красиво рисовать или хорошо играть на музыкальных инструментах. Они подразумевают возможность использовать прошлый опыт для создания совершенно нового знания, умение переходить в область неизведанного, на новые ступени осознания действительности.

Таким образом, психология творчества видит главной своей задачей создание условий для того, чтобы человек мог совершать подобные переходы в своем сознании. И, конечно, развитие этих способностей начинается в детстве.

Обучение в детских садах и школах

К сожалению, традиционное образование в детских ГБОУ строится на том, чтобы привить детям стандартные образцы поведения. Психология творчества здесь практически не изучается совсем, хотя обязательная программа и включает в себя подобные занятия. Основная задача школ - обучение ребенка в соответствии с общепринятыми понятиями, а вовсе не в раскрытии его творческого потенциала.

В настоящее время существуют альтернативные направления в педагогике, которые направлены на развитие скрытых талантов и возможностей детей.

Школа Марии Монтессори

Это очень известное и любимое многими направление в педагогике, утверждающее, что каждый ребенок является творческой личностью. Нужно лишь помочь ему найти себя.

На занятиях в группах Монтессори создается специальная среда, где детям для решения их задач нужно выйти за рамки привычных действий и решений. В результате, они учатся думать нестандартно, обретают самостоятельность суждений и могут раскрыть свои способности. Разумеется, у этого метода есть и недостатки. Важно то, что в нем учитывается не только необходимость выработать определенные навыки, но и психология творчества ребенка.

Если детские сады или школы с разными методами обучения и воспитания не соответствуют запросам родителей, они могут самостоятельно заниматься с детьми, раскрывая их индивидуальность и талант.

Самостоятельные занятия для развития детей

Изучая творчество, психология традиционно делает упор на умение нестандартно мыслить и развитие воображения. В настоящий момент существует множество игр и упражнений, направленных на развитие необычного подхода к решению задач. Даже для самых маленьких детей выпускают игрушки, развивающие фантазию.

Психология художественного творчества изучает возможность восприятия цвета и формы, а также отвечает на вопрос, как убрать внутренние помехи процессу рисования. Создано много школ, которые позволяют не просто обучиться рисованию, но и измениться внутренне, стать более свободным человеком. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел рисовать и создавать действительно уникальные произведения, вы можете предложить ему начать обучение в рамках одного из таких направлений.

Итак, психология творчества изучает возможности человека выйти за пределы привычных рамок и отведенных ролей. Этот путь не прост, он может сделать человека как счастливым, так и несчастным. Но если родители видят в своем ребенке необычные способности, они могут ему помочь раскрыть их. Однако стоит предупредить, что выбирать жизненный путь предстоит самому человеку, независимо от мнения даже самых близких людей.

Комментарии