"Религия – опиум для народа". Кто автор фразы?
Многим из нас знакома фраза «Религия – опиум для народа». Часто люди используют ее в своей обыденной речи, однако не каждый задумывается над ее авторством.
И все-таки кто впервые сказал эти слова? И почему они получили столь широкое распространение? Попробуем подробно ответить на эти вопросы.
Кто первым сказал эту фразу?
Как полагают исследователи, впервые фразу «Религия – опиум для народа» использовали в своих произведениях два представителя мира западноевропейской литературы: маркиз де Сад и Новалис. Хотя она частично встречается уже в работах классиков представителей эпохи Просвещения, начиная с 18 столетия, но все-таки считается, что впервые эти слова были произнесены одной из героинь произведения маркиза де Сада.
В романе маркиза де Сада под названием «Жюльетта», опубликованном в 1797 году, главная героиня, обращаясь к королю, говорит ему о том, что господствующая верхушка общества обманывает народ, одурманивает его опиумом. Делает она это ради своих корыстных интересов.
Таком образом, данное выражение в трактовке маркиза де Сада относилось не к религии, а к социальному устройству общества, в котором одни люди, занимая господствующие позиции, жили за счет труда и бедности других.
Новалис о религии
Однако в произведениях немецкого поэта Новалиса действие религии уже напрямую связывается с действием опиума. Религия как опиум воздействует на людей, однако она не лечит их раны, а только заглушает боль страждущих.
В целом в этой фразе не было ничего атеистического или бунтарского. В те годы опиум использовали как главное обезболивающее средство, поэтому он рассматривался не как наркотик, а как средство поддержки больных людей.
Применительно к данному стихотворению Новалиса, в котором говорится об обезболивающем действии религии, скорее всего, имеется в виду то, что религия способна внести в жизнь общества свои положительные моменты, частично смягчая боль социальных язв, которые неизбежны в любую эпоху.
«Религия – опиум для народа»: кто сказал эти слова в Англии?
Фраза о значении религии, оброненная в произведениях Новалиса и маркиза де Сада, возможно, была бы предана забвению, если бы не возникла вновь в Англии.
Эти слова произнес в своей проповеди англиканский священник Чарльз Кингсли. Он был яркой личностью: умный и образованный человек, Кингсли стал одним из создателей идей христианского социализма – учения, которое предполагало перестройку общества по принципам христианской морали.
При этом выражение «Религия – опиум для народа» в трудах этого священника использовалось в значении «успокоительное обезболивающее средство».
Дело в том, что в середине позапрошлого века в западноевропейской мысли шли жаркие споры о том, какой путь следует избрать человечеству: путь христианского гуманизма, христианского социализма, путь атеистического социализма или просто консервацию сложившегося миропорядка.
Одним из оппонентов Кингсли стал известный философ и публицист Карл Маркс.
Что сказал Маркс?
Во многом благодаря Марксу эта фраза и получила такое широкое распространение. В своей нашумевшей работе «К критике гегелевской философии права», которая была опубликована в 1843 году, философ со свойственной ему горячностью и безапелляционностью заявил о том, что религия есть средство успокоения человечества, выражающее собой стремление людей уйти от господства над ними природы и несправедливых законов социума.
До тех пор мало кто из философов решался в открытой печати писать такие слова о религии. Фактически это были первые ростки будущей проповеди атеизма и социализма, которые захватили мир только спустя десятилетия.
Наверное, сам того до конца не осознавая, многое сделал для разрушения христианской идеи в западноевропейской мысли Маркс. «Религия – опиум для народа» – это выражение в том значении, которое подразумевал проповедник социализма, было страшно для глубоко верующего человека. Его разрушительность проявлялась в том, что превращала религию в социальный институт регулирования общественных отношений и закрывала вопрос о Божьем присутствии в мире людей.
Работа Маркса вызвала огромный общественный резонанс, поэтому и фраза о религии запомнилась современникам.
Работы Ленина о религии
Но гораздо дальше в своем понимании религии пошел В. И. Ленин. Революционер, имевший положительную оценку по предмету «Закон Божий» в гимназии, еще в 1905 году писал о религии как о способе духовного гнета, который должен быть исключен из общественного устройства.
Поэтому автором выражения «Религия – опиум для народа» (полная фраза конкретнее звучит как «Религия – опиум народа») можно считать Владимира Ильича.
Еще через 4 года Ленин высказался о религии более конкретно, указав в своей статье на то, что фразу Маркса следует понимать как суть самого марксизма, который стоит на том, что религия является средством порабощения народа господствующими классами.
И наконец, что сказал Остап Бендер?
После большевистской революции труды Маркса и его сподвижников стали активно изучаться в советских школах и вузах. Многие фразы получили при этом юмористическое хождение в народе.
Способствовала этому и сатирическая литература тех лет. В романе двух писателей И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» молодой авантюрист Остап Бендер спрашивает своего конкурента священника о том, за сколько тот продает опиум для народа. Данный диалог двух героев был написан столь блестяще, что фраза об опиуме стала очень популярной.
Поэтому сегодня, когда кто-нибудь использует фраза, вспоминаются не труды Маркса и Ленина, а диалог двух героев из знаменитого романа.
Поэтому получается, что в целом в своем ленинском значении эта фраза в нашем обществе не прижилась. Религия сегодня не рассматривается как средство одурманивания. Это не наркотик, который уводит людей в состояние опьянения, а средство помощи и поддержки людей.
Таким образом, можно заключить, что многие из нас хорошо знают фразу «Религия – опиум для народа., Кто сказал эти слова, не столь важно, ведь данное выражение сегодня используется скорее в юмористическом ключе. И это вряд ли изменится.