Русская поэтесса Мария Степанова: биография, творчество

Мария Степанова − современная российская поэтесса, которую часто называют поэтом европейского масштаба. Ее стихи неподготовленному человеку могут показаться весьма странными. Автор имеет свою особую стилистику, и первоочередно в глаза бросаются несогласованность окончаний и падежей. Но, используя такие приемы, русская поэтесса успешно выделяется среди своих коллег. Мало кто знает о том, что первый свой стих эта талантливая девушка написала в возрасте трех лет.

Детство и семья будущей поэтессы

Мария Степанова − коренная москвичка. Она появилась на свет 9 июня 1972 года. Сама поэтесса говорит, что ее семью можно отнести к среднему слою московской интеллигенции. Ее отец был фотографом и занимался различными реставрационными работами. Мать Марии работала инженером, но при этом сама писала стихи. Повзрослев и став знаменитой, русская поэтесса достаточно высоко оценила эти стихотворения и признала, что среди них встречались действительно неплохие и сильные вещи.

Свое детство Степанова считает вполне счастливым. Вначале она, как простой ребенок, мечтала вырасти и стать шофером, далее ей захотелось быть пиратом, а вот к 7 годам в ней утвердилось желание стать поэтом. Как ни удивительно, но свой первый стих Мария Степанова придумала в три года. Немного позже родители юного дарования показали ее произведения знаменитому московскому филологу Р. Тименчику. Прочитав стихи Марии Степановой, он посоветовал оставить девочку в покое, не делать из нее маленького гения и оградить ее от литературной тусовки. Это было необходимо для того, чтобы она могла полноценно сформироваться самостоятельно. Во многом Степанова, биография которой в дальнейшем сложилась вполне удачно, обязана своим успехом тому, что родители прислушались к этому совету.

Вспоминая школьные годы, Маша говорит о том, что практически не заметила, как они пролетели. Она была во вполне нормальных отношениях со своими одноклассниками, но при этом ее на самом деле мало волновало происходящее вокруг. Все школьное время она проводила, читая интересные книги, и прятала их во время скучных уроков под партой.

Неформальная юность

Как и любой талантливый подросток, Мария Степанова желала проявить свою индивидуальность и выделиться из общей массы. В свое время она увлеклась движением хиппи и всячески хотела примкнуть к этой субкультуре. Степанова вспоминает о том, что выделяться ей очень хотелось, но как нужно это правильно делать, она не совсем понимала.

Известная на сегодняшний день действительно во многих странах русская поэтесса вспоминает, что в годы своей юности она выглядела иногда очень нелепо − девушка, к примеру, легко сочетала весьма агрессивные панковские браслеты, украшенные пятисантиметровыми металлическими шипами, и нежнейшие хипповские фенечки. Она все время пыталась попасть в неформальную тусовку нестандартных и талантливых личностей, которые любили в то время коротать свой досуг в легендарном московском кафе «Пентагон», располагавшемся по адресу: Петровка, 28.

Определение с профессией

Мечта стать поэтом, которую Мария Степанова приобрела в семилетнем возрасте, с годами, как это бывает у многих, не испарилась.

Окончив школу, девушка поступила в Литературный институт им. Горького и успешно окончила его в 1995 году.

Работа в медиаиндустрии, OpenSpace.ru

Мария говорит о том, что никогда не чувствовала себя избранным поэтом-гением и именно поэтому, несмотря на свой огромный талант, она не хотела ограничивать свою деятельность лишь написанием стихов. Степанова боялась воплотить в себе образ отрешенного гения-поэта, который общается только с избранным кругом понимающих его людей.

В одном из интервью Мария заявила, что она давно приняла решение: ее жизнь будет «двухкамерной» − для написания стихов она выделяет одну часть, а ее основная работа относится к совершенно другой истории и к ее стихотворной гениальности не имеет никакого отношения.

О Марии Степановой многие услышали впервые как о главном редакторе общественно-политического интернет-издания OpenSpace.ru. На данном ресурсе освещались основные новости и события современной культуры и искусства. Главной концепцией сайта была идея экспертного знания, и в свое время ресурс публиковал работы более 500 авторов почти в 10 категориях.

Признание в информационной сфере

За то время, пока Степанова была главным редактором OpenSpace.ru, информационный ресурс удостаивался разных наград, среди которых:

  • лауреат премии «Степной волк»;
  • номинация в сетевом конкурсе «Ротор»;
  • номинация «Редактор года» (на получение которой выдвигалась Мария Михайловна Степанова).

Рестарт проекта

В 2012 году появилась информация о том, что ресурс полностью меняет концепцию своей работы. Мария и вся ее команда после этого покинули редакцию в полном составе. Возобновили они свою работу в том же году, зарегистрировав уже совершенно новый домен Colta.ru. Для своего финансирования они выбрали оригинальный способ краудфандинга, то есть народного инвестирования. В первые недели сбора средств сайт получил сумму, которая была способна полностью обеспечить его жизнедеятельность в течение следующих трех месяцев.

Литературные работы

Все это время Степанова не забывала и о своей писательской деятельности. Несмотря на то что она известна как выдающаяся поэтесса, Мария пишет весьма интересную и пользующуюся успехом прозу. В 2014 году она выпустила сборник своих эссе под названием «Один, не один, не я». Этот сборник очень специфический и состоит из трех условных частей.

Первая − это серьезные обширные тесты, манифесты, на написание которых Степанова потратила очень много времени и труда. Вторая часть содержит в себе истории о судьбах разных людей и о различных возможных способах человеческого существования. В основном это рассказы о женских судьбах и об их одиночестве.

Во второй части, под условным названием «Не один», приводятся примеры того, как можно побороть это одиночество. В сюжете этих историй просматриваются образы, подсказывающие, как нужно работать с этим страшным чувством, и примеры того, как ему можно противостоять.

Последняя часть является своеобразным миксом, «смесью», как сама называет ее Мария. В ней приводятся различные рецензии, шутки. Также в последней части сборника «Один, не один, не я» представлены размышления автора о тех темах, которые ее действительно волнуют.

Кроме эссе Мария писала прозу для ставшего популярным в 2000 году проекта «Страсти по Матфею-2000». Она выступила в качестве автора основной идеи создания проекта, а также писала для него тексты.

Степанова занимается и публицистической работой. Она пишет статьи для некоторых печатных изданий и при этом всегда выбирает только те темы, которые ей действительно интересны. Этот человек является очень самокритичным, и в одном из интервью Мария сказала, что «все, что она пишет, может назваться прозой только с определенной натяжкой».

Занимаясь различной деятельностью, Степанова никогда не зарывала свой прирожденный талант к написанию стихов.

Некоторые из тех, кто знаком с ее творчеством, считают стих «Тир в парке Сокольники» визитной карточкой поэтессы. Но многие поклонники не согласны с этим суждением, ведь в библиографии Марии имеется большое количество сильных и стоящих произведений.

В разные периоды времени издавались целые сборники книг с ее стихами, среди которых:

  • «Лирика, голос».
  • «Песни северных южан».
  • «Тут — свет».
  • «Киреевский».
  • «О близнецах».

Премии и достижения

Стихи этой писательницы переведены на множество языков и публикуются в Европе. На родине талант Степановой также был признан, и в разные периоды времени она была отмечена следующими премиями:

Кроме этого, в 2010 году она, как талантливейший автор, была удостоена стипендии памяти Фонда им. Бродского. На сегодняшний день ее стихи были напечатаны и переведены на несколько языков, среди которых финский, иврит, итальянский, английский, французский, а также сербо-хорватский и немецкий.

Комментарии
1
Я тоже отношу себя к рифмоплёту, так, иногда сочиняю, когда душа требует выкинуть вон накопивший на стенках души нагар. Но, родится в Москве и в деревне, оказалось, есть разница. Так, живёшь, работаешь, стареешь и дальше, уйдёшь туда - в известную неизвестность. И никто, никогда тебя не будет знать...Хотя и многие известные и очень известные, просеившись через сито времени, также забудутся напрочь, и лишь остануться в памяти народной особенно одарённые, великие личности.