Акцизы на топливо в России

Акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо представляют собой вид налогов, взимаемых с предпринимателей и организаций. Их отчисление осуществляется при выполнении определенных хозяйственных операций, включая перемещение продукции через границу таможенного контроля РФ. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет акциз на топливо. В статье будут описаны особенности обложения, порядок взимания, а также установления ставок.

Общая характеристика акциза

Этот налог по принадлежности к уровню управления и власти является федеральным. Платеж считается налогом общего (нецелевого) назначения. Это означает, что средства используются без привязки к каким-то конкретным мероприятиям. По способу изъятия акцизный платеж, как и НДС, считается косвенным. Способ обложения относит налог к неокладным, то есть обязанность по исчислению и выплате возлагается на плательщика. Еще одним отличительным признаком акциза выступает критерий, определяющий полноту прав использования налоговых поступлений. По этому показателю он относится к категории регулирующих обязательных отчислений. Это обуславливается тем, что его зачисление предусматривается в законодательстве как в региональные бюджеты, так и в федеральный. Список подакцизной продукции достаточно узок. В него, кроме топлива, входят:

  1. Табачные изделия.
  2. Автомобили.
  3. Алкогольная, спиртосодержащая продукция, спирт.
  4. Моторные масла.
  5. Пиво.

Механизм выплаты

Акцизы на бензин и дизельное топливо исчисляются и взимаются по определенному порядку. Механизм расчета и выплаты предполагает установление суммы налога в процессе совершения операции с соответствующей продукцией и включение ее в стоимость товара. Это значит, что каждому экономическому субъекту, участвующему в обороте подакцизных изделий, надлежит рассчитать платеж и при реализации передать эту обязанность последующему контрагенту. Такая схема действует до конечного потребителя. Он, в свою очередь, несет бремя налогообложения. Введение акциза на топливо обеспечивает регулирование потребления ГСМ.

Плательщики

В качестве субъектов, обязанных отчислять акцизы на топливо, выступают индивидуальные предприниматели, организации, а также лица, перемещающие ГСМ через таможенный контроль РФ. Ст. 179 НК устанавливает, что необходимость совершения платежа возникает с момента осуществления хозяйственной операции. В этой связи, акцизы на топливо обязаны выплачивать все субъекты, их совершающие. К ним, в том числе, относят и иностранных лиц. В качестве плательщиков налога по факту совершения хозяйственных операций выступают также и обособленные подразделения предприятий.

Специфика

В процессе совершения операций с некоторыми видами товаров возникновение обязанности по уплате налога сопровождается рядом особенностей. В частности, при обложении действий с прямогонным бензином плательщиками считаются только непосредственные его производители. Аналогичные правила действуют в отношении выпуска нефтехимической продукции из него. Кроме этого, особенности возникновения статуса плательщика предусмотрены для предприятий, которые осуществляют деятельность по договору простого товарищества. При этом допускается уплачивать акциз на топливо как совместно, так и отдельным субъектом, на которого эта обязанность возлагается остальными участниками. Это лицо обязано не позже следующего дня после осуществления первой хозяйственной операции уведомить налоговый орган о выполнении им обязанности плательщика по условиям договора товарищества. Вместе с этим ему необходимо встать на учет в качестве субъекта, ведущего дела объединения. Это осуществляется независимо от факта его регистрации как субъекта, осуществляющего собственную деятельность. При своевременном и полном отчислении акциза лицом, выполняющим платежные обязательства в рамках соответствующего договора, обязанность по уплате этого налога остальными участниками будет считаться исполненной.

Объект обложения

В качестве него ст. 182 НК устанавливает определенный перечень операций, которые совершаются с подакцизной продукцией. К ним, в частности, относят:

  1. Реализацию на территории РФ произведенных плательщиками подакцизных товаров.
  2. Получение и оприходование товаров, отдельных видов изделий, на давальческой основе в том числе.
  3. Перемещение продукции через таможенный контроль РФ.

В качестве реализации, согласно ст. 182 НК, выступает передача права собственности на товар одним субъектом другому на безвозмездной или возмездной основе, а также применение его в качестве натуральной оплаты.

Признание объекта

Акциз на топливо в России действует в отношении некоторых операций по передаче выпущенных на ее территории ГСМ:

  1. Из давальческого сырья - его собственнику или иным лицам.
  2. В структуре организации - для последующего изготовления неподакцизных товаров.
  3. Для собственных нужд.
  4. На переработку на давальческой основе.

Акциз на топливо в России уплачивается при передаче его на территории страны организацией своему участнику при его выбытии/выходе из объединения, товариществом - члену при выделе его имущественной доли или разделе имущества. Объект обложения возникает и в случае реализации субъектами бесхозяйных, конфискованных либо подлежащих обращению в муниципальную/государственную собственность соответствующих товаров.

Важный момент

В качестве еще одной особенности возникновения объекта обложения при изготовлении продукции выступает то, что по пункту третьему ст. 182 НК, для исчисления налога к производству приравнивают любой вид смешения изделий в местах их хранения и реализации, в результате чего появляется подакцизная продукция. Данное правило не действует в отношении организаций общепита. При смешении образуется товар, в отношении которого устанавливается повышенная акцизная ставка в сравнении с той, которая определена для сырья.

Оприходование

Группу операций, связанных с получением продукции, относят к особой категории. Обязанность уплатить акцизы на топливо возникает при оприходовании конкретного его типа. Под этой операцией следует понимать принятие его к учету в виде готовой продукции, выпущенной из собственного сырья и с использованием своих материалов. Кроме этого, в качестве обязательного условия для факта возникновения указанной обязанности выступает наличие свидетельства. Оно выдается предприятию на добровольной основе.

Особенности получения свидетельства

Этот документ выдается предпринимателям и организациям, осуществляющим выпуск:

  1. Прямогонного бензина, из давальческого сырья/материалов в том числе.
  2. Нефтехимической продукции, если для ее производства используется указанное выше горючее.

Для получения свидетельства на выпуск прямогонного бензина у предприятия должны быть соответствующие производственные мощности. Они могут принадлежать заявителю на праве пользования, собственности, владения или иных законных основаниях. Для получения свидетельства на переработку бензина необходимо, чтобы у заявителя был договор об оказании услуг по обработке давальческого сырья, в результате которой производится указанное горючее. На основании этого соглашения документ выдается в том случае, если предприятие выступает в качестве собственника перерабатываемого бензина, а контракт заключен с производителем нефтехимической продукции.

Нормативные документы

В гл. 21 НК правительством были внесены поправки, в соответствии с которыми:

  1. Утверждены ставки налогов на горючее на 2016-2017 гг. в размерах, установленных на 2014 г. Повышение акциза на топливо ожидается в 2018 году. Индексация составит 5% к показателям 2017-го г.
  2. Акцизы на автомобильное топливо устанавливается в размере 10.5 т. р./т. Это должно дестимулировать изготовление горючего ниже 5-го класса.
  3. Исключены некоторые виды продукции из ст. 181. Это, в частности, коснулось судового и печного топлива. Данное исключение предусматривается с одновременным признанием в качестве объектов обложения всех средних дистиллятов, к которым, в числе прочего, относится указанная продукция.
  4. Ставка налога на средние дистилляты устанавливается в размере, который равен коэффициенту, по которому рассчитывается акциз на дизельное топливо.
  5. В качестве плательщиков признаются предприятия, которые получили от налоговых органов свидетельства о регистрации компании, совершающей операции со средним дистиллятом. Владельцам водного транспорта, применяющим указанную продукцию для бункеровки, устанавливается вычет. Он равен ставке, по которой рассчитывается акциз на судовое топливо с коэффициентом.

Средними дистиллятами признаются жидкие смеси углеводородов с фракционным составом в температурном диапазоне 215-360 град. Данные поправки закрывают все возможности на переименование дизельной фракции. Таким образом, избежать налогового бремени в настоящее время не удастся. С 2016-го устанавливается акциз на судовое маловязкое топливо. При этом предприятия, занятые в соответствующей сфере, особенно не пострадают. Среди поправок предусмотрен налоговый вычет с коэфф. 2.

Обсуждение поправок

В 2014 году на заседании комитета Госдумы за основу было принято предложение о повышении ставок акцизов на дизтопливо и бензин 4 и 5 классов. Эксперты опасались в то время, что при утверждении поправок стоимость горючего вырастет на 3 р. Предложение о повышении внес Евгений Москвичев. На дизтопливо 4 кл. он предлагал повысить ставку до 3450 р./т. в 2015-м, до 4150 р./т. - в 2016-м, до 3950 р./т. - в 2017-м. Эти же цифры предполагались для горючего 5 кл. Что касается автомобильного бензина, то предлагалось сохранить его на 2015-й год на уровне 7300 р./т., в 2016 г. предусматривалось повышение с 6200 до 7530, в 2017 - с 4.5 т. р./т. до 5830 р./т. Было запланировано, что все средства будут направлены в дорожные фонды регионов. Вместе с этим, Сергей Шаталов высказывался о необходимости провести доработки поправок. До начала обсуждения предполагалось повышение акцизов только на дизтопливо и бензин 5 кл. Такое увеличение по прогнозам должно было дать дорожным фондам регионов дополнительные 60 млрд. р. в 2015-м, а в последующие годы - более 90 млрд р.

Ставки

В Налоговом кодексе определены единые ставки обложения подакцизных товаров. Они разделены на две категории: комбинированные и твердые. Последние устанавливаются в абсолютном показателе на единицу базы обложения. По такому принципу, в частности, определяются акцизы на топливо. Комбинированные ставки предполагают сочетание твердого и части стоимостного показателей. В Кодексе предусматривается дифференциация тарифов по видам и подвидам продукции. В частности, с 2011-го г. установлены различные ставки в зависимости от класса бензина и дизтоплива. При расчетах действует принцип снижения тарифов для более качественной продукции. Кроме этого предусматривается индексация твердых тарифов с учетом прогнозируемых потребительских цен.

База

Она устанавливается по ст. 187 НК отдельно для каждого вида подакцизной продукции. В зависимости от ставки, налоговая база определяется:

  1. Как объем переданных (реализованных) товаров в натуральной форме. Это положение применяется к продукции, для которой используются специфические (твердые) ставки.
  2. Как стоимость переданных (реализованных) товаров. Она исчисляется в соответствии с ценами, которые установлены по ст. 40 НК, без акциза, НДС в отношении продукции, для которой установлены адвалорные ставки.
  3. Как стоимость, рассчитанная в соответствии со средними реализационными ценами, которые действовали в прошлом отчетном периоде. В случае их отсутствия используется рыночный показатель без акциза, НДС - в отношении товаров, для которых предусмотрены процентные ставки налога.
  4. Как объем реализованной (переданной) продукции в натуральном выражении для расчета акциза при использовании твердого тарифа и как расчетная стоимость, исчисляемая по максимальным розничным ценам для определения акциза при применении процентной ставки. Такая модель используется в отношении товаров, для которых предусматриваются комбинированные тарифы.

Учет

В Налоговом кодексе присутствуют требования, касающиеся ведения раздельной регистрации операций с подакцизными видами продукции. Так, ст. 190 устанавливается, что налогоплательщику вменяется в обязанность организация дифференцированного учета по действиям с товарами, для которых предусматриваются разные ставки налога. Если хозяйствующий субъект не ведет раздельной фиксации операций, сумма акцизов определяется по используемому предприятием налоговому тарифу от единой базы, установленной для всех действий, попадающих под рассматриваемый налог.

Комментарии