Балерина Большого театра Наталья Бессмертнова: биография, творческая и педагогическая деятельность
Выдающаяся балерина русского театра осталась в памяти зрителей как идеал романтической героини. Она прожила насыщенную творческую жизнь, смогла реализоваться как педагог и женщина. Как же складывался ее жизненный путь?
Детские годы
19 июля 1941 года в Москве родилась Бессмертнова Наталья Игоревна, будущая балерина. Но в детстве ничто не предвещало артистической карьеры. Отец Натальи был военным врачом, мама занималась детьми и домом. У Наташи была сестра Татьяна. Семья была далека от искусства, но мама поощряла детскую любовь к танцам и пластическим упражнениям, хотя времена были непростые. Сестра впоследствии сделала неплохую карьеру в балете, танцевала в Большом театре, но терялась в тени своей знаменитой сестры. Она удачно вышла замуж за сына Михаила Габовича, выдающегося партнера Г. Улановой. Они прожили в браке более полувека. Сам Михаил также был незаурядным танцовщиком, а их сын, Михаил Бессмертнов, тоже стал артистом балета. Племянника Наталья Бессмертнова, дети для которой оказались невозможной роскошью, всю жизнь воспринимала как собственного сына. Так появилась новая балетная династия. У Михаила Бессмертнова родилась дочка Надежда. Она не стала продолжательницей танцевальных семейных традиций, но любовь к балету ей передалась от предыдущих поколений.
Годы учебы
В семье росли две девочки, обе любили танцевать, и мама отдала их в хореографическое училище. Наталья училась в классе известного наставника Кожуховой Марии, в годы учебы она не слишком выделялась среди одноклассниц, хотя училась блестяще. Но у нее не было яркой внешности или уверенности в себе, которые бы помогали ей выдвигаться на первый план. В выпускном классе ее берет к себе Софья Головкина. Уже перед выпуском в зал пришел Михаил Габович, который обратил внимание на невесомую девочку с огромными глазами, это оказалась Наталья Бессмертнова. Биография ее в этот момент была предрешена.
Начало карьеры
Сразу после выпуска из училища Наталья Бессмертнова начинает работать в труппе Большого театра. Там к ней сразу проявил большую заинтересованность главный балетмейстер Леонид Лавровский. Он видел в Наташе идеальную пару для своего сына, танцовщика Михаила Лавровского. Они танцевали вместе в «Шопениане», этот спектакль стал дебютом для вчерашних выпускников училища. Здесь Бессмертнова смогла выигрышно показать свои данные, которые соответствовали всем стандартам романтической героини. Она была очень изящна, с красивыми, выразительными руками. В 1963 году Наталья Бессмертнова и Михаил Лавровский танцуют в «Жизели». Этот балет стал счастливым билетом Бессмертновой, ее заметили критики, полюбила публика, в роли Жизели она была великолепна: тоненькая, романтичная, с мощным, летящим прыжком. Она была признана настоящей продолжательницей лучших традиций русского балета, ее постоянно сравнивали с Улановой и Спесивцевой, и она от такого сравнения не проигрывала. Она начинает выезжать на гастроли за рубеж, покоряет Англию и быстро обретает мировую известность.
Сначала ее педагогом-репетитором стала Галина Уланова, но отношения их не сложились, и Бессмертнова, проявив сильный характер, ушла к Марине Семеновой.
Звездные годы
Начиная с 1963 года Наталья Бессмертнова – прима Большого театра. Ей покоряется весь классический репертуар, но лучше всего она смотрится в лирических ролях: Муза в «Паганини», Одетта-Одилия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице». Великий хореограф Серж Лифарь говорил, что в его жизни было три чуда: Павлова, Спесивцева и Бессмертнова.
Начиная с 1964 года Бессмертнова участвует в записи фильмов-балетов, за 25 лет она снимется почти в 20 картинах.
Сотрудничество с Юрием Григоровичем помогло Бессмертновой раскрыть лучшие грани своего таланта: поразительную музыкальность, безупречную технику, способность к тонкой импровизации, артистизм. Диапазон Натальи Бессмертновой был чрезвычайно широк, она имела способность перевоплотиться и в драматическую, и в лирическую героиню.
На сцене Большого театра балерина танцует до 1988 года, пока Григорович не уволил ее вместе с другими звездами: Плисецкой, Максимовой, Лавровским, он хотел омолодить труппу. Для 47-летней Натальи Игоревны это не стало сильным ударом, так как она смогла полностью реализовать себя в творчестве, у нее не было сожаления о несложившихся партиях, она смогла перетанцевать весь репертуар классической балерины.
Лучшие роли
Наталья Бессмертнова почти не знала провалов, она блистала в разных ролях. Но самыми успешными ее партиями стали роли: Китри в «Дон-Кихоте», Джульетты в «Ромео и Джульетте», Авроры в «Спящей красавице», Лейли в «Лейли и Меджнун», Девушки в «Видении розы», Анастасии в «Иване Грозном». Она была неподражаема в «Спартаке», в «Жизели», «Раймонде», «Ангаре». Ее спектакли стали золотым фондом русского балетного искусства, к счастью, многие из них сняты на пленку, и новые поколения зрителей и танцовщиков могут увидеть ее исполнение, хотя, конечно, фильм не передает полного впечатления от обаяния танцовщицы. Ее партнерами были лучшие танцовщики того времени: Марис Лиепа, Михаил Барышников, Михаил Лавровский, Юрий Богатырев, Александр Годунов, Владимир Васильев.
Награды и звания
За свою жизнь Наталья Бессмертнова получила немало наград, она была обласкана критиками и властями. С 1976 года она народная артистка СССР. Неоднократно получала высокие премии: имени Ленина, Ленинского комсомола, Государственную премию СССР, а также профессиональные премии: Анны Павловой в Париже, Давида в Италии, первую премию на конкурсе в Варне.
Она кавалер ордена Дружбы народов и ордена Трудового Красного Знамени. Ее творчеству был посвящен фильм «Жизнь в танце», Семен Лапин написал о балерине книгу.
Педагогическая деятельность
После увольнения из труппы Наталья Бессмертнова не покидает Большой театр. С 1988 года она работает там педагогом-репетитором. Она не была легким и приятным человеком, ученики вспоминают, что она являлась очень требовательной и даже жесткой, но всегда в высшей степени профессиональной. Среди ее подопечных были многие танцоры Большого театра, некоторые с успехом работают на зарубежных сценах. Среди учеников можно отметить Руслана Скворцова, Анастасию Волочкову, Евгения Иванченко. Она покинула Большой театр в тот день, когда во главе него встал Владимир Васильев. С тех пор она не любила вспоминать о главном театре страны. С 1995 года она бессменный репетитор и ассистент в театре Юрия Григоровича. С ним она работает над «Ромео и Джульеттой», «Иваном Грозным», «Лебединым озером», «Легендой о любви», «Раймондой», «Золотым веком». Перестала работать в 2007 году по состоянию здоровья.
Общественная деятельность
Наталья Бессмертнова, балерина с мировым именем, неоднократно работает в жюри балетных конкурсов по всему миру: Варна, Токио, Москва. В 1979 году она становится депутатом Верховного Совета СССР. Она была не большой любительницей светских мероприятий, но с удовольствием посещала премьеры коллег в разных театрах мира.
Личная жизнь
Обычно у великих балерин личная жизнь подменяется работой, но Наталья Бессмертнова, личная жизнь которой вызывала зависть у всех балерин Большого театра, была счастливым исключением. Еще в 1963 году она выходит замуж за главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича. Все вокруг сулили браку короткий срок, но они прожили вместе более 40 лет до самой ее смерти. Она была ему и музой, и другом и заботливой женой, и помощником. Бессмертнова работала с мужем бок о бок более четырех десятков лет, их годы в Большом были золотым веком не только для их семьи, но и для театра. Наталья Игоревна стала организатором забастовки артистов в Большом театре, когда Григоровича уволили. Она последовала за ним в провинцию, чтобы помогать ему ставить спектакли. Бессмертнова была настоящей звездой спектаклей Григоровича, она понимала его как никто другой, а он лучше других постановщиков знал о ее возможностях.
В обычной жизни Бессмертнова имела мало друзей. Она не была общительной и дружелюбной, не боялась идти на конфликт, если считала, что отстаивает правду. Так, она подала в суд, когда ее уволили вслед за Григоровичем из Большого, выиграла процесс и ушла по собственному желанию с гордо поднятой головой.
В свободное время Наталья Игоревна много читала, слушала музыку, очень любила гулять и путешествовать.
19 февраля 2008 года мир облетела печальная весть: скончалась Наталья Бессмертнова, причина смерти – продолжительная болезнь. Мужа не было рядом в тот момент, он в Сеуле ставил спектакль, чтобы заработать денег на французскую клинику для нее. Похоронили балерину на Новодевичьем кладбище, прощание проходило в Большом театре.