Писатель-фантаст Уильям Гибсон: биография, творчество
Он прославился тем, что его дебютный роман был самым успешным в своей категории и сразу разошелся тиражом более шести миллионов экземпляров по всему миру. Его прозвали отцом стиля научной фантастики (киберпанк), и именно его перу принадлежит термин «киберпространство», хотя он всячески открещивается от этого звания и не стремится отстаивать первенство данной идеи. Это все он – Уильям Гибсон.
Жизненные очерки
Раннее творчество
Новое направление
"Нейромант"
Два года спустя в свет выходит один из самых знаменитых его романов – «Нейромант». Уильям Гибсон смог совместить в нем все то, что считал канонным для придуманного им стиля. Книга стала первой в цикле, озаглавленном «Киберпространство». В него также вошли романы «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв». Частично они были написаны в соавторстве с Брюсом Стерлингом.
Основа нового стиля
Модель будущего, в котором развиваются события, в представлении Гибсона место не очень приятное. Сферы влияния поделены между владельцами мегакорпораций, которые ведут между собой непрерывную вражду. Центральное место среди всех стран в этом новом мире занимает Япония, хотя сам автор в ней на тот момент не бывал. Он экстраполировал американские реалии в восточные декорации, так и получился городок Тиба, например. Многие знания о Стране восходящего солнца Уильям Гибсон почерпнул из общения с туристами.
Срывание ярлыков
Например, пьесы Уильяма Гибсона, о которых мало кто слышал. Их упоминаний нет даже на официальном сайте писателя, потому что никому и в голову не придет, что писатель-фантаст станет тратить свое время на драматические произведения, если можно написать еще один увлекательный рассказ из жизни людей будущего.
Экранизации и премии
Уильям Гибсон стал лауреатом премий «Хьюго» и «Небьюла», а также получил награду имени Филипа К. Дика в 1995 году. В то же время, пусть и с небольшим промежутком, выходят два фильма, снятые по рассказам героя нашего повествования: «Джонни-Мнемоник» с Киану Ривзом в главной роли и «Отель "Новая Роза"».
Но главным романом все равно остается «Нейромант». Уильям Гибсон был удивлен таким интересом именно к этому периоду своего творчества, потому что те немногие рассказы, которые уже были напечатаны, бурного ажиотажа не вызвали. Конечно, читатели были несколько удивлены необычной обстановкой, но тогда, в конце восьмидесятых – начале девяностых, когда вера в безграничные возможности человека в Интернете уже захватила неокрепшие молодые умы, это пришлось как раз кстати. Подростки мечтали стать хакерами, им казалось, что разбираться в хитросплетениях всемирной паутины, взламывать секретные коды и писать программы – это весело и необычно. Тогда, собственно, и было самое подходящее время для такого рода литературы.
Сейчас интерес к ней немного поостыл. Дети более подкованы относительно возможностей современной техники, их сложно чем-то удивить по-настоящему. Поэтому фэнтези с обилием красочных персонажей, огромного выбора рас на любой вкус и цвет, а также магических способностей снова набирает популярность. Подрастающее поколение хочет уйти из этой реальности всеми доступными способами. И литература ничем не хуже, а может, даже и лучше.
Наверное, для того, чтобы приобщить массовую аудиторию к киберпанку снова, нужен серьезный технический прорыв, который привлечет внимание широкой общественности и будет перекликаться с содержанием книг Гибсона.