Категория товаров и услуг: описание, классификация и виды
В первую очередь перед рассмотрением того, как определяется категория товаров, нужно разобраться с основными терминами. В качестве продуктов представляется абсолютно все, что являет собой определенную ценность на современном рынке и может быть продано. Соответственно, категория товаров может быть самой разной, а продуктов среди нас огромное множество, и каждому из них требуется абсолютно уникальный маркетинговый подход и использование соответствующих рекламных решений.
В чем заключается проблема?
С течением времени становится все более и более сложно добиться на современном рынке какого-то успеха, ведь из десятков тысяч разнообразных продуктов, которые появляются на рынке каждый год, преимущественное большинство в итоге полностью исчезает, а их реализаторы несут немалые потери. При этом они могут иметь даже довольно высокое качество, производиться согласно дорогостоящим разработкам и после предварительного исследования рынка.
Также провалом может стать определенная категория товаров, которая является успешной на других рынках. В особенности часто это встречается на развивающихся рынках, где продажи ранее успешных продуктов могут довольно сильно упасть. Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что одна категория товаров может абсолютно по-разному продаваться разными компаниями.
Почему так происходит?
Среди огромнейшего количества возможных причин больше всего в данном случае выделяется только одна – современные рекламисты и маркетологи далеко не всегда могут правильно провести полноценный анализ собственного продукта, а также не могут почувствовать все его тонкости. Практический опыт говорит о том, что творческое использование тонкостей каждого продукта в итоге дает реализатору огромные преимущества, и точно так же, в случае неучета какой-то значительной детали, дело может полностью обернуться провалом.
Неумение проводить творческий анализ объясняется тем, что в современной литературе достаточно сложно определить четкую классификацию продуктов и понять, какие ценовые категории товаров имеют какие критерии. Именно по этой причине многие бизнесмены стараются разобраться с тем, в чем заключаются основные отличия товаров различных категорий и как научиться их правильно понимать и использовать в своей работе.
Как осуществляется разделение?
Категории качества товара – это основной способ условного распределения групп продуктов. Наши далекие предки безо всякого труда могли перечислять основные категории услуг и продуктов своего времени, но в наших реалиях это практически невыполнимая задача, потому что современных людей окружает огромнейшее множество различных продуктов и категорий, причем с каждым годом их становится все больше. При этом стоит отметить тот факт, что с каждым новым годом их становится все больше. И это тоже нужно правильно понимать.
Особенное место следует выделить тому, как определяется категория товара (продукции), претендующего на звание инновационного, ведь изначально такой продукт не определяется какой-то конкретной группой. В данном случае мы отметим только основные тенденции и характеристики категорий, которые могут осложнить работу современных продавцов и маркетологов.
Коммодитизация
Слово commodity, которое пришло к нам из английского языка, означает определенный рядовой продукт, который можно покупать практически где угодно. В частности, сюда входят такие категории товаров в магазине, как овощи и фрукты, а также множество других вещей, которые используются всеми повседневно.
Перечень таких категорий постоянно все больше и больше увеличивается за счет той самой «коммодитизации». Данное явление связано с тем, что за счет использования бездефектного производства, а также массы других современных достижений, в преимущественном большинстве категорий качество товаров уже выровнялось до такой степени, что покупателям практически неважно, у кого лучше всего приобрести определенный продукт.
Пример
В качестве примера можно использовать товары отдельной категории – компьютеры. Если раньше многие могли сразу отличить компьютер определенного известного бренда от «безымянного» варианта, вследствие чего за первые отдавали приблизительно на 20-40% больше по сравнению с последним вариантом, то сегодня многие предпочитают просто приобрести компьютер, имеющий соответствующие характеристики, подходящие под запросы потребителя. То же самое касается факсов, телефонов и еще целого ряда других категорий.
Что делать в такой ситуации?
В том случае, если определенная категория товаров была коммодитизирована, нужно определить или даже создать еще более тонкие продающие моменты, а также стараться становиться более предпочтительным за счет условий поставки и оплаты, услуг, цен, удобства установки, гарантий и других сопутствующих факторов. В таком случае вы получаете заметное преимущество для многих покупателей, так как предлагаете наиболее оптимальные условия приобретения интересующего их продукта.
Стоит ли тратить деньги на рекламу таких продуктов?
Товар определенной категории можно рекламировать с использованием абсолютных банальностей, но при этом все равно абсолютно каждый будет говорить «дайте мне, пожалуйста, три батона» вне зависимости от того, о какой конкретной марке идет речь.
При этом, если вы внесете в ваш стандартный продукт какие-то положительные изменения, существующие на самом деле, то есть сделаете его выделяющимся в своей категории, то в таком случае уже можно будет действительно задуматься об использовании рекламы, которая могла бы объяснить рядовым пользователям основные преимущества, которые они могут получить от используемых модификаций. При этом стоит отметить, что в преимущественном большинстве случаев, если ваши товары относятся к категории, подвергнутой «коммодитизации», такие выделяющиеся модификации вполне достаточно заметно указать на упаковке.
Рост предложений
В большинстве категорий на сегодняшний день отмечается стремительный рост конкурирующих компаний. В связи с этим, помимо коммодитизации, это значительно затрудняет покупательский выбор, а продавцам и маркетологам становится все более и более сложно заниматься эффективным продвижением собственного продукта.
Динамичность
Категории товаров и услуг различаются между собой по динамичности. Некоторые уже существуют на протяжении нескольких десятилетий или даже веков, вследствие чего никто даже не ждет в них каких-либо серьезных изменений. В то же время в современных высокотехнологичных категориях происходят весьма и весьма стремительные изменения.
Если в первом случае рекламисту достаточно мало можно говорить, так как многим и так известна основная информация, то во втором ему часто для обеспечения эффективных продаж придется разъяснить достаточно большое количество фактов для потребителей, которые не разбираются в данной сфере.
Мягкость
Организация категорий товаров предусматривает также определенную мягкость и жесткость. В данном случае понятие «мягкость» подразумевает под собой то, что покупатель может отказаться от приобретения товара из этой группы в том случае, если на рынке его не представляет какая-либо предпочитаемая марка. Таким образом, если нет Coca-Cola, то многие могут взять Pepsi или какой-нибудь другой напиток, а при отсутствии Mercedes некоторые решат не ждать несколько месяцев нужный автомобиль, а просто приобретут другую машину.
Важность
Нужно правильно понимать, по какой причине современные люди уделяют большое количество времени выбору определенных продуктов, в то время как другие покупают практически не задумываясь. Здесь все дело в том, что продукты имеют для человека разную важность, и в преимущественном большинстве случаев она определяется стоимостью определенной категории товаров.
Выбирая действительно важные продукты, многие люди готовы обработать большое количество продающей информации, и это нужно правильно учитывать в процессе построения рекламной кампании.
Товары
В соответствии со многими современными исследованиями, на рынке сегодня присутствует более миллиона разнообразных товаров, а в современных супермаркетах одновременно можно увидеть до 40 000 товаров, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Главная цель маркетинга – это хорошо узнать и понять покупателя, чтобы необходимые ему товары или же услуги могли подходить максимально точно и в итоге начинали продавать себя сами. При этом нужно правильно понимать, что себя продать может далеко не каждый продукт, и такое происходит только в том случае, если, просто посмотрев на товар, человек может понять о товаре все или хотя бы многое.
Если с узнаваемыми продуктами все достаточно просто, то с менее очевидными ситуация более сложная. При этом нужно правильно понимать, что существует разная степень неочевидности продукта, и в качестве примера можно привести тот же компьютер, который достаточно просто узнать по виду, но при этом невозможно будет так определить его характеристики.
Внешний вид большого количества продукции может даже ничего не говорить об основном предназначении таких товаров или же говорить о нем лишь отдаленно. Таким образом, в преимущественном большинстве случаев современные электронные устройства представляют собой с виду стандартные ящики.
Услуги
В среднем практически 70 % ВВП современных развитых стран обеспечивается именно за счет сектора услуг, причем данный сектор имеет весьма и весьма высокие темпы роста. При огромнейшем разнообразии услуг достаточно сложно определиться с какими-либо общими особенностями, а разделить их можно на те, которым не требуется непосредственное участие заказчика в процессе выполнения, а также те, которые невозможно выполнить без участия со стороны заказчика. Среди последних можно отличить медицинские, консалтинговые, рекламные и образовательные услуги, в процессе выполнения которых поставщик должен уметь правильно обращаться с людьми.
Услуги отличаются от товаров также за счет того, что в случае возникновения такой необходимости их можно достаточно просто поменять, вследствие чего у маркетологов появляется больше творческого простора.
Товары и услуги
В процессе коммодитизации различных категорий маркетинговая борьба за лишние бонусы в итоге постепенно начинает смещаться в сторону услуг. Таким образом, современные магазины могут конкурировать не только по стоимости предлагаемой продукции, но еще и различным услугам, обеспечивающим большую скорость покупки, наличие и цену доставки покупаемых товаров, парковки и многое другое.
Опытный клиент может даже немного переплатить за товары в том случае, если при этом ему будут предоставлены более качественные сопутствующие услуги по приемлемой стоимости по сравнению с конкурентами. При этом нужно правильно понимать, что современные производители и поставщики различных видов оборудования нередко больше зарабатывают именно за счет предлагаемого сервиса.