Акустика концертная и акустика архитектурная: в чем разница
Свойства музыкальной и звуковой акустики использовали еще древние греки. Известно, что для обеспечения равномерной слышимости расстояние от источника звука до слушателя должно быть менее 20 м. Многие современные залы и аудитории построены с учетом этого правила. Расположение зрительских мест по принципу амфитеатра позволяет не только отлично видеть происходящее на сцене, но и хорошо слышать голос выступающего.
Три основных типа концертных помещений
По целевому назначению и восприятию звука среди зрительных залов можно выделить следующие категории:
- с естественной свободной акустикой;
- оборудованные звуковоспроизводящей аппаратурой;
- универсальные.
К первому типу относятся старинные амфитеатры. Распространение звуковых волн происходило особым образом, и даже шепот был слышен в самых последних рядах с той же интенсивностью и четкостью, что и в начальных. Специалисты считают, что лучшая концертная акустика, лучшее воспроизведение и восприятие звука - именно в аудиториях, использующих принципы архитектуры этих древних строений.
Ко второй группе помещений для большого количества зрителей относят различные кинотеатры. В панорамных, обычных и широкоформатных зрительных залах передача и распространение звуков происходят только посредством специальной аппаратуры. Помещения для просмотра кинофильмов оборудованы одноканальными и многоканальными стереофоническими системами.
Третий тип – это универсальные современные киноконцертные залы многоцелевого назначения, рассчитанные на огромное количество слушателей. Для достижения высоких уровней громкости в залах современной конфигурации устанавливается новейшая аппаратура, лучшая концертная акустика.
Архитектура и наука о звуке
Впервые термином «акустика» физик Ж. Совер назвал в 1701 г. науку об изучении движений и биений звука. На основе его методов анализа колебаний пластин, струн, мембран, воздушных столбов в дальнейшем возникла база для развития нескольких научных направлений. Среди них и учение об особом звучании музыкальных инструментов.
Свой вклад в развитие и изучение движений, поведения звуковых волн в разные годы внесли такие значимые в науке личности, как:
- Леонардо да Винчи;
- Ж. Лагранж;
- Генрих Герц;
- Ф. Савар;
Продолжив труды своего отца, Винченцо Галилея (музыкального теоретика, композитора, одного из основателей жанра "опера"), Галилео Галилей впервые дал четкое объяснение тому, как человеческое ухо воспринимает тоны и частоту звуковых волн.
В старинных зданиях (соборах, амфитеатрах) хорошая слышимость, акустика концертных залов создавалась исключительно архитектурными особенностями строений. Знание этих законов помогает архитекторам проектировать спортивные сооружения и конгресс-холлы, театральные и музыкальные залы, клубы и дискотеки для принятия нескольких тысяч зрителей.
Чем отличается акустика концертная от любой другой
Уже в ХХ веке произошли кардинальные перемены в становлении науки о распространении звуковых волн. Появление фонографа и телефона, радио и телевидения, микрофона и мультимедийных средств способствует и сейчас колоссальному развитию усилительной аппаратуры.
Акустика активная, концертная, пассивная – это обобщенное название транслирующих музыку комплексов, состоящих из динамических колонок и микрофонов, мониторов и фронтальных громкоговорителей, сабвуферов и звуковых проекторов.
Аппаратура для концертных шоу
В современных реалиях акустика концертная обеспечивается не только внутренним устройством и объемом помещения для выступлений, но и технологическими средствами. При оснащении клубов, крупных залов, больших эстрадных площадок и помещений специалистами комплектуются целые наборы специального мощного оборудования. Акустика концертная должна отвечать требованиям слушателей, для которых устраивается представление, поэтому в комплектацию обязательно входят:
- фронтальные основные колонки (громкоговорители), создающие плотный звуковой поток;
- сателлиты – небольшие колонки, воспроизводящие звуки высоких и средних частот;
- центральные громкоговорители, передающие вокальные партии, речь, диалоги;
- мониторы – приборы, максимально транслирующие все звуковые нюансы;
- звуковой проектор (акустика активная) – концертная система, состоящая из нескольких динамиков и усилителей, встроенных в один корпус для моделирования шестиканальной передачи стерео;
- сабвуферы – басовые колонки, которые обогащают и наполняют любую музыку.
Можно ли улучшить акустические свойства зрительного зала
Согласно международным стандартам, для исполнения музыки различных жанров требуются помещения с разными акустическими характеристиками. Только несколько лучших концертных залов мира способны обеспечить нужные параметры. Основная часть требований к качеству звучания может быть выполнена с помощью архитектурных и дизайнерских приемов.
Для создания комфортного звукового давления в разных точках помещения, обеспечивая «натуральность» звучания, применяют шумоизолирующую отделку. В некоторых случаях вдоль стен располагают полуцилиндрические дефлекторы из гипса или фанеры. Акустика, концертная аппаратура создадут при таком подходе замечательное впечатление от эстрадных спектаклей и шоу.
В залах со слишком высокими потолками над эстрадой и участками стен, примыкающих к сцене, подвешивают специальные отражатели звука. Такие приспособления из фанеры помогают равномерному распределению звуковой энергии по всему помещению.