Сфинкс, природа – чудище, с загадками все пожирающее. Образы в литературе
Сфинкс, природа – здесь мы встречаемся с двойственным Тютчевым, прекрасно знакомым с греческой мифологией и осмысливающим бытие. Поэт в своих философских раздумьях размышляет над темами, которые касаются очень многих. Зачастую он афористичен и предлагает читателю самому продолжить его размышления, быть «соавтором», так сказать. Позднее стихотворение «Природа-сфинкс» Тютчев предлагает как новую загадку, в которой может и не быть смысла, о чем говорит с язвительной горечью.
Загадка сфинкса
В греческой мифологии сфинкс представлялся как чудище с женской головой, имеющее тело львицы, крылья орла и змеиный хвост.
Сфинкс и масоны
У русских масонов в 20-х годах в Петербурге была ложа под многозначительным названием «Умирающий сфинкс». То есть они считали, что их мудрость и начитанность позволили им разгадать загадки. Это, конечно прекрасно знал Ф.И. Тютчев, когда размышлял, что есть сфинкс. Природа у него выступала всегда в другом качестве. Тем не менее, грандиозный в своем одиночестве сфинкс, реликт египетской древности, стоит торжественно и тихо в присутствии ужасной пустыни как символ вечности.
Мир Тютчева
Мир, в котором существовал поэт, всегда двойственен: он стремится к одиночеству, но его привлекает прекрасный божий мир, где звенят ручьи, благоухают и цветут розы и где прозрачен небосвод. Здесь он почти не чувствует одиночества, сливаясь со Вселенной.
Ранняя пейзажная лирика
В молодости, в 20-е годы, Ф.И. Тютчев воспринимал природу как живое существо, у которой есть и душа, и язык. Он мог олицетворять грозу как кубок, из которого Геба, смеясь, пролила на землю гром и ливни. Сфинкс, природа не противопоставлялись и не сопоставлялись поэтом.
Характерные черты природы в молодости поэта
Романтизм завоевал господствующие позиции, и это не могло не оставить следа в поэзии Тютчева. Месяц у него – бог светозарный, горы – божества родные, день свой покров блистательный по воле высокой богов повесил над бездной рокового мира. Все поэтические образы возвышенные и предельно романтичные, и очень часто ликующие. Не таков будет поздний Тютчев.
Лирика зрелого поэта
В 30-40-е годы возрастают тревожные мотивы в произведениях поэта, особенно когда он размышляет о любви и природе. Так, могут рядом стоять «Вешние воды» с их яркой светлой радостной окраской, и то же время он может видеть тайную и двусмысленную улыбку природы, и таинственное «Молчание», когда чувства и мысли должны быть безмолвны, как ночью звезды, потому что именно поэт знает, сколь невозможно словом высказать точно, что его тревожит и беспокоит.
Поздний период
В 50-70-е годы углубляется тревога, которая всегда сопутствовала мировоззрению Ф. Тютчева. Жизнь становится все мрачней и безысходней. Он рассуждает о двух роковых силах, которые участвуют в каждой судьбе от рождения до могилы, о Смерти и Суде людском. И даже когда он восхищается тем, как тают в небе облака, как медовый аромат веет с полей, он не может эту теплую картину не закончить торжественно и серьезно: пройдут века, мы уйдем, но все также будет течь река и поля лежать под зноем. В эти годы и будут написаны строки «Природа – сфинкс», стихотворение краткое и афористичное. Как и многие другие вышедшие из-под пера поэта-философа произведения.
«Природа – сфинкс»
Философски размышляя о тайнах бытия, 66-летний поэт в 1869 году приходит к выводу, что все тайны – это пустые выдумки.
Комментарий Тургенева
Любивший и ценивший поэзию Ф. Тютчева И.С. Тургенев напишет почти десять лет спустя два стихотворения в прозе – «Сфинкс» и «Природа». Он не опровергает стихотворение «Природа – сфинкс». Тютчев представил, как никогда ранее, природу губительницей, а сфинкса – ее олицетворением. Тургенев же узнал в чертах сфинкса то ли ярославского, то ли рязанского хитроватого мужичка, которого никакому Эдипу не разгадать. Природа у И. Тургенева предельно сурова и величава, и ей нет разницы между блохой и «царем» всего живого – человеком. Она не знает ни добра, ни зла, она одинаково обо всех заботится и всех уничтожает. Закон для нее – только разум.
Оба русских гения, бесконечно любивших и понимавших природу и знавших философию, каждый по-своему подошли к разработке темы, давая читателю взглянуть на нее с разных сторон.