Экранизация романов. ТОП-10
Любая экранизация романов опасна тем, что рискует оказаться хуже книги, остаться непонятой зрителями. Но есть режиссеры, которые замечательно справились со своей задачей, даже несмотря на то, что воссоздавали на экране романы женщин-писателей.
Экранизация романов Остин: «Гордость и предубеждение»
У английской писательницы Джейн Остин не так уж и много произведений. Но они неизменно привлекают внимание режиссеров со всего мира вот уже на протяжении сотни лет. Особенно это касается работы «Гордость и предубеждение».
В основе сюжета - нравы конца XIX в. и непростая система взаимоотношений между дворянами. Главные герои (Элизабет и мистер Дарси) впервые знакомятся на балу. И хотя девушка понравилась Фицуильяму, он ведет себя сдержанно, поскольку Лиззи принадлежит к бедному роду. Лиззи отвечает своему новому знакомому презрением, поскольку считает его слишком чопорным. Молодые люди на протяжении всего фильма не могут найти общий язык из-за своих предубеждений. Но в итоге всё заканчивается свадьбой мистера Дарси и Элизабет Беннет.
Картина Джо Райта неоднократно номинировалась на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA, однако получила только последнюю премию за удачный режиссерский дебют.
Экранизация романов Устиновой: «Всегда говори всегда»
Татьяна Устинова начала свою писательскую карьеру в 2000 гг. с детективов и мелодраматических произведений. Экранизация романов Устиновой – это удел телевизионщиков. Неоднократно различные телеканалы выпускали сериалы по мотивам произведений писательницы: речь идет о фильмах «Богиня прайм-тайма», «Развод и девичья фамилия», «Пороки и их поклонники», «Седьмое небо» и т. д.
Главная героиня всего повествования – Ольга Громова, которая в одночасье теряет свою привычную и понятную жизнь: муж погибает, на руках остаются двое детей и уйма проблем. Но женщина берет себя в руки, сохраняет стойкость, за что получает вознаграждение в виде новой, более успешной жизни.
Анн и Серж Голон: история неукротимой Анжелики
Экранизация романов выгодна режиссерам тем, что изначально они получают в работу хорошо продуманный и выстроенный материал. Иногда над этим материалом трудится не просто одна женщина, а целая семейная пара, как это было в случае с Анн и Сержем Голонами: вместе они создали продолжительное эпическое повествование о красавице-Анжелике. Последняя, 14-я книга об Анжелике, увидела свет в 2011 г. под заголовком «Анжелика и французское королевство».
Маргарет Митчелл и «Унесенные ветром»
Экранизация любовных романов Маргарет Митчелл, снятая режиссером Виктором Флемингом, давно уже стала культовой. Речь идет о незабываемом фильме «Унесенные ветром», который был выпущен в 1939 г. и стал первой цветной полнометражной картиной в мире.
«Унесенные ветром» Флеминга заработал 8 «Оскаров», что долгое время считалось абсолютным рекордом. А Вивьен Ли и Кларк Гейбл превратились в мировых знаменитостей, о которых знали даже в Советском Союзе.
Сильвия Назар и «Игры разума»
Сильвия Назар - американская писательница, которая в 1998 г. написала книгу о судьбе экономиста Джона Форбса Нэша. Немного позже этот сюжет в разработку взял голливудский режиссер Рон Ховард.
Трагедия Джона Нэша (главного героя) состояла в том, что он был гениальным математиком и экономистом, но вместе с тем страдал серьезным психическим расстройством: лауреат Нобелевской премии постоянно страдал от галлюцинаций, которые в итоге разрушили его жизнь.
За экранизацию этой драматической истории команда Рона Ховарда получила сразу четыре «Оскара», а также множество других престижных премий.
Эмили Бронте и «Грозовой перевал»
Еще одна писательница, которая своими произведениями волнует умы деятелей кино, - Эмили Бронте. Ее роман под названием «Грозовой перевал» экранизируется с завидной периодичностью. Существует телевизионная версия 2009 г. с Томом Харди, а также фильм 2011 г. Однако последняя версия совсем уж разнится с книгой: на роль Хитклиффа был приглашен афроамериканец, хотя по сюжету романа главный герой похож на цыгана (видимо, создатели решили вернуться к спекуляции на расовой дискриминации).
Исходя из всего этого, наиболее достойной можно считать версию 1992 г., в которой главные роли достались Жюльет Бинош и Рэйфу Файнсу. История, некогда написанная Бронте, а затем воссозданная на экранах актерами, не может не трогать зрителей: двое влюбленных становятся заложниками своей страсти и предрассудков общества. К сожалению, у этой истории нет счастливого конца.
Агата Кристи и «Убийство в Восточном экспрессе»
Экранизация любовных романов – проект востребованный. Но куда более интригующими являются фильмы, созданные на основе талантливых детективных произведений.
Знаменитую Агату Кристи знают все. Она создала таких культовых героев, как миссис Марпл и Эркюль Пуаро. Голливудский режиссер Сидни Люмет в 1974 г. всерьез увлекся произведениями Кристи, в результате чего он создал потрясающий детективный фильм «Убийство в Восточном экспрессе». Эта картина номинировалась на шесть премий «Оскар», но получила лишь одну золотую статуэтку.
Согласно сюжету, блистательный Эркюль Пуаро оказался изолирован от всего мира в одном экспрессе с 12 пассажирами, после того как тело тринадцатого было обнаружено утром. Американца хладнокровно убили, удастся ли сыщику распутать это дело?
Дарья Донцова и сериал «Даша Васильева»
Невозможно не упомянуть еще одну российскую писательницу, романы которой становятся богатым материалом для телевизионных проектов. Речь идет о Дарье Донцовой – знаменитом авторе дамских детективов.
Главная героиня, согласно сюжету романа, внезапно получает большое наследство. Поэтому Даша Васильева бросает свою преподавательскую работу в университете и, наконец, получает возможность заняться любимым делом – частным сыском. Приключениям следовательницы-любителя и посвящен сериал.
Джоан Роулинг и серия фильмов о Гарри Поттере
Фильмы-экранизации романов приносят неплохие доходы. Но с кассовыми сборами серии фильмов о мальчике-волшебнике Гарри не сравнится, пожалуй, ни один проект.
История мисс Роулинг похожа на сказку. Она начала писать судьбоносную книгу о Поттере в 30 лет, после того как лишилась мужа, работы и собственной матери. Роулинг долгое время жила на одно социальное пособие. Она разослала своё произведение во все британские издательства, но с ней отказались сотрудничать. Откликнулась только маленькая компания Bloomsbury. Уже через пять лет после издания первой книги о Гарри Поттере Джоан стала мультимиллионером.
Кинокартины о «Гарри Поттере» заслуживают право находиться в категории «Лучшие экранизации романов» хотя бы потому, что они все вместе составили весьма прибыльную киносерию, кассовые сборы которой уступают лишь франшизе «Мстители». Получается, что «Гарри Поттер» обошел даже «Пиратов Карибского моря» и Бондиану.
А сама Джоан в данный момент взяла себе мужской псевдоним и переключилась на жанр детектива.