Майкл Найман: жизнь и творчество

Творчество Майкла Наймана известно широкой публике благодаря картинам режиссера Питера Гринуэя. Однако лишь единицы знакомы с его серьезными произведениями, которые уже сегодня отнесены к числу классики мирового музыкального искусства.

Биография

Майкл Найман родился в 1944-м году в одном из лондонских пригородов в семье евреев, эмигрировавших из Польши.

Он окончил престижную школу сэра Джорджа Монокса, а затем учился в Королевском колледже Лондона, где его преподавателем был известный британский композитор и пианист Алан Буш. Позже Найман был принят в Королевскую академию музыки. Там молодой человек сосредоточил свое внимание на изучении произведений европейских композиторов семнадцатого века в стиле барокко.

В годы учебы Майклу Найману удалось стать лауреатом премии памяти Говарда Карра, а в 1965-1966-м годах он был направлен в Румынию для изучения музыкального фольклора этой страны.

После возвращения на родину Майкл Найман сотрудничал с журналами «The Listener», «The Spectator» и «The New Statesman» в качестве музыкального критика и занимался исследованиями в области современного искусства.

В 1974 году вышла в свет его книга-исследование «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него».

Сотрудничество с Питером Гринуэем

Первая совместная работа композитора с этим знаменитым кинорежиссером, принесшая Найману мировую славу, была представлена зрителям в 1976 году. Однако они познакомились задолго до этого.

По воспоминаниям самого маэстро, их свела общая знакомая еще в 1961-м году. В последующие годы режиссер и музыкант дружили, однако речи о сотрудничестве не было. Лишь спустя 15 лет Гринуэй предложил Найману написать саундтрек к одной из своих картин. Поскольку именно в этот период композитор стал творить в минималистическом стиле, его музыка как нельзя лучше подошла к фильмам, которым «музыка была не особенно нужна».

Творческий тандем Найман-Гринуэй просуществовал целых 15 лет, за которые было написаны саундтреки к более чем 20-ти картинам.

В их числе такие известные фильмы как «Книги Просперо» и «Отсчет утопленников».

Сотрудничество режиссера и композитора прекратилось, когда они поняли, что исчерпали возможности совместного творчества.

Майкл Найман. «Мемориал»

Самой запоминающейся киномелодией, которую композитор написал для фильмов Гринуэя, считается композиция «Мемориал». Это произведение звучит в картине «Повар, вор, его жена и ее любовник» и является одним из наиболее часто исполняемых творений Наймана. «Мемориал» посвящен памяти жертв Эйзельской трагедии, произошедшей в мае 1985 года, когда около 40 болельщиков футбольного клуба «Ювентус» погибли при обрушении трибуны стадиона.

Несколько позже была представлена новая версия этого произведения с другой оркестровкой и вокальной партией.

Майкл Найман «Пианино»

Композитор неоднократно сотрудничал и с другими режиссерами. В числе его наиболее удачных работ особое место занимает музыка к картине «Пианино» Джейн Кэмпион. Она включена в число 100 лучших саундтреков всех времен. Картина «Пианино» получила множество престижных кинонаград, включая премии и номинации за лучшее оригинальное музыкальное сопровождение.

Творчество

Майкл Найман является обладателем многогранного таланта и разнообразных интересов в сфере музыки. Подтверждением сказанному является создание им камерного оркестра «Кэмпиелло-бэнд». В нем средневековые инструменты звучат вместе с современными, а репертуар включает произведение композиторов эпохи барокко, исполняемые в оригинальной манере.

Кроме того, в 2010-м году Найман выпустил альбом «Музыка к Вертову», включающий саундтреки, написанные им к 2-м фильмам режиссера Дзиги Вертова.

Композитор создает и произведения далекие от классики. В частности, он является автором саундтрека к компютерной игре «EnemyZero», а также рок и поп-композиций, написанных вместе с Дэвидом Мак Элмонтом и Дэймоном Албарном. Ему принадлежат и несколько песен на стихи Рембо, Шекспира и Целана.

Таким образом, музыка Майкла Наймана используется в самых разных качествах и прекрасно сочетается как с высокой поэзией, так и текстами рок-баллад.

«Дидона. Пролог»

В октябре 2012-го года в Перми состоялась мировая премьера концертного варианта оперы Майкла Наймана. Она была представлена под названием «Дидона и Пролог» и, говоря кинематографическим языком, представляет собой приквел известного произведения Генри Перселла, написанного 330 лет назад. По сюжету новой оперы действие происходит в 1689 году в пансионе благородных девиц в Челси. Туда приезжает тенор Генри Боумен, которому поручили поставить оперу «Дидона и Эней». Вскоре девушки, которых он выбирал для участия в спектакле, и их воспитательница начинают вести себя так, как персонажи произведения Перселла.

В Пермской премьере главные роли исполнили петербургский певец Владимир Вьюров, Мария Людько и Наталья Кириллова. Сам маэстро на премьере не присутствовал, хотя был очень рад, что она состоялась именно в России, к которой он питает давнюю любовь.

Собственные фильмы

Как и все по-настоящему талантливые люди, Майкл Найман находит для себя различные площадки для самовыражения. В частности, с 1968 года музыкант время от времени представляет публике свои собственные фильмы, которые сняты на любительскую камеру. Самыми известными из них являются:

  • «Любовь, любовь, любовь» (1968 год);
  • «Москва 11:19:31» (1997 год);
  • «Найман с киноаппаратом» (2010 год).

Теперь вы знаете, кто такой композитор Майкл Лоуренс Найман. Многим людям, далеким от искусства, его музыка может показаться странной и непривычной. Однако специалисты давно причислили Наймана к числу классиков, что крайне редко случается с композиторами при жизни.

Комментарии