Агранов Яков Саулович (настоящее имя - Янкель Шмаевич Соренсон)

История знает сотни примеров, когда палач становился жертвой. Особенно много таких случаев происходило в годы сталинских репрессий, когда по любому доносу можно было лишиться не только свободы, но и жизни.

К числу тех, кто успел побывать в обеих ипостасях, относится Агранов (Гранов) Яков Саулович (Янкель Шмаевич Соренсон). Сделав головокружительную карьеру и заслужив в народе звание палача русской интеллигенции, он закончил жизнь на расстрельном полигоне и так и не был реабилитирован.

Яков Саулович Агранов: биография (молодые годы)

Будущий безжалостный чекист родился в 1893 году в местечке Чечерск, расположенном на территории бывшей Могилевской губернии, в довольно зажиточной семье торговцев-евреев по фамилии Соренсон, хотя в документах указывал, что имеет пролетарское происхождение. Закончил 4 класса городского училища.

В возрасте 19 лет Яков Соренсон вступил в ПСР и, работая конторщиком на складе Левина в Гомеле, вел революционную деятельность.

Взял псевдоним Агранов, по некоторым версиям в память о 17-летнем еврейском юноше из Гомеля, погибшем в ходе революционных выступлений в 1905 году.

На фронт он не попал, так как был признан негодным по причине эпилепсии.

Активная революционная деятельность

В 1915 году Агранов Яков Саулович был арестован. Его сослали в Енисейскую губернию, где он познакомился с будущей своей жертвой — Л. Б. Каменевым и с И. В. Сталиным. В результате в политических взглядах будущего чекиста произошел переворот, и он стал членом РСДРП.

После революции 1917 года Агранова назначили секретарем Полесского обкома партии большевиков, а чуть позже — секретарем Совнаркома РСФСР.

Работа в ЧК

Весной 1919 года Агранов Я. С. был направлен партией на работу в ЧК. Там его ждала поистине головокружительная карьера. Так, сначала он был назначен особым уполномоченным Особого отдела, а спустя три года — особоуполномоченным секретно-оперативного управления и секретарем Малого Совнаркома. На этих должностях Якову Агранову было поручено руководить расследованием по делу организаторов Кронштадтского, крестьянского восстания Антонова и ряда других. Кроме того, лично В. Лениным и Ф. Дзержинским ему было предписано составить списки лиц, которые подлежали высылке из страны.

Дело Таганцева

В 1921 году под руководством Агранова были сфабрикованы материалы, которые использовались во время громкого судебного процесса над членами «Петроградской боевой организации». Позже оно стало известно, как дело Таганцева, по имени «руководителя» заговорщиков. Этот мужественный человек — профессор географии — распродавал личные вещи, чтобы помочь бежать за рубеж тем представителям интеллигенции, над которыми был занесен «меч правосудия». Информация о поведении профессора попала в ЧК.

Арестованный Таганцев стойко молчал 45 суток, пока в дело не вмешался Агранов. Он обещал и даже выдал ученому расписку (!), что никто не будет расстрелян. Несчастный Таганцев подписал все бумаги, которые ему давал «добрый» следователь.

В их числе был документ, где указывалось, что поэт Лев Гумилев является руководителем группы интеллигентов, которая «согласна выйти на улицу» в случае восстания.

В результате поэт, а также еще более 60 человек были арестованы и приговорены к расстрелу.

При этом Агранов Яков Саулович рассказывал, что якобы ходатайствовал за Гумилева, но не смог переубедить начальство.

Дальнейшая карьера

В 1923 году Агранов Яков Саулович был назначен на должность замначальника, а через 6 лет — на должность руководителя Секретного отдела ОГПУ. На этом посту он занимался «курированием» интеллигенции и был в приятельских отношениях с Л. Авербахом, В. Маяковским и Б. Пильняком.

В сентябре 1931 года Агранова назначили на должность политического представителя ОГПУ СССР по столичному региону, а в начале 1933 года — на должность зампреда этого ведомства.

Работа в НКВД

В 1934 году путем слияния нескольких ведомств был организован Наркомат внутренних дел СССР. Агранов Яков Саулович был назначен на должность первого замнаркома внутренних дел СССР. Таким образом, он стал непосредственным подчиненным Г. Ягоды. При этом фактически именно он руководил функционированием всех оперативных отделов ГУ госбезопасности НКВД Советского Союза.

Опасные игры

Комиссар госбезопасности Яков Саулович Агранов в конце 1934 года руководил расследованием по делу об убийстве С. Кирова. Кроме того, его назначили врио начальника Управления НКВД Ленобласти. В этот период вместе с Н. Ежовым и Г. Ягодой занимался организацией процесса над своим бывшим товарищем по ссылке Л. Каменевым и Г. Зиновьевым.

В то же время Агранов активно участвовал в заговоре против своего начальника. В частности, по свидетельству историков, он вместе с Ежовым старался сместить Ягоду, который не усматривал связи в убийстве Кирова с деятельностью оппозиционеров.

Конец карьеры

В конце 1936 года Агранов Яков Саулович был назначен начальником ГУГБ НКВД Советского Союза. В этой должности принял участие в подготовке процесса по делу М. Рютина и других членов его группы.

Однако уже весной 1937 года Агранова понизили в должности до начальника четвертого отдела ГУГБ, а 17 мая того же года сместили с этих постов и назначили начальником Управления НКВД в Саратове.

Находясь вдалеке от столицы, он написал письмо Сталину с предложением об аресте Н. Крупской и Маленкова, которые на тот момент были заведующими отделов ЦК КПСС.

Его смелый шаг возымел обратное действие. Вождю всех народов не понравилась чрезмерная инициативность Агранова. В июле 1937 года его исключили из партии, а затем арестовали. Расстрел состоялся спустя 11 месяцев по приговору Верховного суда. Практически одновременно с ним была осуждена и казнена его супруга В. А. Агранова.

Вопрос реабилитации

После смерти Сталина в СССР были пересмотрены многие дела по «расстрельным» статьям. Однако когда в 1955 году дочь Якова Агранова обратилась к властям с ходатайством о реабилитации отца, ей отказали. При этом было отмечено, что хотя по части причастности к антисоветской организации он был осужден безосновательно, но его преступления по вопросу нарушения социалистической законности полностью доказаны.

Попытки реабилитировать Агранова делались и в последующие годы. Хотя в 2013 году Главная военная прокуратура вынесла положительное решение по этому вопросу, Верховный Суд его отменил.

Теперь вы знаете, кем был Агранов Яков Саулович. История его жизни — это рассказ о человеке, который не гнушался ничем ради достижения своих целей, но сам был обвинен и осужден за преступление, которого не совершал. С другой стороны, возможно, что он искренне верил, что борется с врагами и что для этого хороши все средства.

Комментарии
Ни во что он не верил.Он что не понимал:на что он руку поднимал(Гумилева).Пархатый жид славно закончил,как и должно быть.