Шотландский автогонщик Джеки Стюарт: биография, спортивная карьера
Автогонщик Джеки Стюарт родился в провинциальном шотландском городке. В возрасте 12 лет был исключённым из школы в связи с диагнозом дислексия – предпосылки, не оставляющие больших шансов для достижения чего-либо в жизни. Однако Джек сумел добиться собственных жизненных вершин вопреки всем преградам. Стрелок, великий автогонщик и, наконец, величайшая личность в мировом спорте. Человек, удостоенный за свои достижения рыцарского звания - Сэр Джеки Стюарт.
Детство
Обычное для Шотландии провинциальное графство Дамбертоншир. В небольшом шотландском городке Милтоне 11 июня 1939 года появился на свет будущая гордость Шотландии Джон Янг Стюарт. В детстве Джон много времени проводил у своего дедушки, егеря деревушки Дамбек. Совершенно ожидаемо, что подросток уже с юного возраста увлекся охотой. Это увлечение занимало не последние место в жизни семьи Стюарт. Вся мужская часть семьи фанатично любила охоту, и маленького Джека не обошло стороной это семейное хобби. И нет ничего удивительного, что первым спортивным выбором в жизни Джеки Стюарта стала именно стрельба.
Стендовая стрельба
Увлечения охотой не прошли для Джеки Стюарта даром, прекрасное владение оружием заметил тренер по стендовой стрельбе, и с семнадцати лет Джеки уже серьезно занимался этим видом спорта. Успехи в стендовой стрельбе не заставили себя долго ждать: уже в восемнадцать лет Джеки Стюарт, фото которого вы видите в статье, стал чемпионом Шотландии по стендовой стрельбе, а в девятнадцатилетнем возрасте им была одержана победа в Кубке Нации. В двадцать один год произошел переломный момент в стрелковой карьере Джеки Стюарта. На отборочных соревнованиях к летним Олимпийским играм Стюарту не хватило одного удачного выстрела для победы. Разочарование от проигрыша было настолько велико, что, несмотря на все уговоры тренера, Джеки решил уйти из стрелкового спорта.
Работа
Перед молодым человеком не стояла проблема выбора профессии. Его будущее было предрешено: родители Джека владели крупной автомастерской и гаражами, а также были дилерами крупного автомобильного концерна «Ягуар» в своем родном городе Милтоне. Поэтому неудивительно, что все свое свободное время Джеки проводил в автомастерской собственного отца. Начинал он с простого, в его обязанности входило мыть и заправлять автомобили постоянным клиентам отца. Постепенно ему начали доверять починку различных поломок. Автомобили занимали все большее место в жизни Джека. Рутинная работа, которая выполнялась изо дня в день, переросла в основную деятельность юноши. По выходным Джеки стал принимать участие в любительских автогонках, которые в какой-то момент стали приносить ощутимый доход для молодого человека. Зачастую деньги, полученные за участие в автогонках, значительно превышали доход, получаемый от работы в мастерских отца.
Джеки Стюарт - гонщик. Начало карьеры
Во многом определяющим для Джека Стюарта оказался 1964 год. Во время тестовых заездов Формулы-3 Джек сенсационно обыграл знаменитого Брюса МакЛарена, на тот момент вице-чемпиона Формулы-1. Такой результат не мог остаться незамеченным специалистами из автогоночного мира. Способный юноша заинтересовал многие команды, выступающие в Формуле-3. Владелец одной из таких команд, Кен Тиррел, предложил молодому автогонщику полноценный профессиональный контракт. Никто не ждал от дебютанта больших побед в первый год профессиональной карьеры.
Судьба дала великолепный шанс юному автогонщику, и он им с блеском воспользовался. И если первые удачные гонки можно было отнести к везению, то стабильность в течение всего года, которую показывал Джеки Стюарт, кроме как мастерством назвать нельзя. Сезон 1964 года в Формуле-3 завершился уверенной победой дебютанта турнира Джеки Стюарта. Вот так в мир автогонок вошёл обычный шотландский паренёк.
Формула-1
Победный сезон в гонках Формулы-3 послужил своеобразным импульсом для дальнейшей карьеры Джеки Стюарта. Несмотря на то что с Кеном Тиррелом у Джеки сложились прекрасные отношения, оба понимали, что Джеки Стюарт перерос уровень Формулы-3. Учитывая, что у Кена Тиррела было представительство только в младших лигах Формулы, Джеки принимает решение продолжать свою спортивную карьеру в другой команде. Выбор стоял между двумя сильнейшими командами того времени: «Лотос» и BRM. Более настойчивыми оказались владельцы концерна BRM, подписавшие полноценный контракт с многообещающим гонщиком.
В первой гонке Формулы-1, проходившей в ЮАР, дебютант финишировал на почётном шестом месте. Как оказалось, это было только начало. Уже во второй гонке, Гран-При Монако, Джеки Стюарт оказался на пьедестале, заняв итоговое третье место. Ошеломительный дебют для молодого гонщика, проводящего лишь первый сезон на таком высоком уровне. Далее последовала череда вторых мест и, наконец, долгожданная победа. На соревнованиях, проходивших в Монце, Джеки Стюарт завоевал первый в своей профессиональной карьере Гран-При. По итогам первого сезона Джеки занял почётное третье место в общем зачёте, опередив многих признанных мастеров того времени.
Авария
1966 год стал по сути переломным как в карьере самого Стюарта, так и для всего гоночного мира в целом. Всё изменила страшная авария на гоночной трассе в бельгийском городе Спа. Меры безопасности того времени находились на откровенно низком уровне, что зачастую приводило к страшнейшим авариям на гоночных трассах, нередко и с летальным исходом. После аварии Джеки Стюарт стал активно бороться за обеспечение безопасности гоночных соревнований. Основными требованиями гонщика были расширение гоночных трасс, появление на этих трассах специальных отбойников, улучшение дорожного покрытия, введение индивидуальных средств защиты для пилотов. Поначалу эти требования были встречены в штыки, подобные новшества требовали достаточно крупных материальных вложений, что абсолютно не устраивало организаторов гоночных соревнований. Но, как показало время, Джеки Стюарт был абсолютно прав в своих требованиях. Меры безопасности, предложенные им, позволили существенно снизить количество аварий на гоночных трассах и спасти не одну жизнь.
Возвращение в Формулу-1
Финансовые проблемы, появившиеся в 1968 году у команды BRM, заставили честолюбивого Джека Стюарта искать новую команду. Как нельзя вовремя в Формулу-1 приходит старый знакомый Джеки Кен Тиррел, с которым он работал вместе на Формуле-3. Создавая свою новую машину, Кен видел ведущим пилотом именно Джеки Стюарта. Первый сезон не принес особых дивидендов. Конструкторы дорабатывали мелкие недочеты, постепенно совершенствуя гоночную машину. И уже следующий сезон принес небывалый успех и Джеку Стюарту как пилоту, и команде Тиррела в целом. Последующие сезоны в Формуле-1 проходили под знаком борьбы между двумя сильнейшими командами, "Тиррел" и "Лотос". Весь гоночный мир следил за упорной борьбой ведущих пилотов этих команд – Джеки Стюарта и Эмерсона Фитипальди. Пилоты поочередно выигрывали титул сильнейшего гонщика планеты.
Завершение карьеры
Сезон 1983 года складывался фантастически успешно для Джеки Стюарта. Лидируя на протяжении всего гоночного сезона, Джеки досрочно выигрывает титул сильнейшего гонщика Формулы-1. На пике успеха он принимает решение завершить карьеру автогонщика и уйти из большого спорта непобежденным. Гонка в американском Уоткенс-Глени должна была стать сотой в карьере прославленного шотландца. Но гибель в тренировочном заезде партнера по команде Франца Севера заставляет Стюарта принять решение не выходить на свою последнюю гонку в профессиональной карьере.
Подводя итоги
Автогонщик Джеки Стюарт - трехкратный чемпион мира, он по праву считается национальным героем Шотландии. Все его начинания неизменно оканчивались успехом. Отличный стрелок, великолепный гонщик, человек, полностью изменивший систему безопасности в автогонках, что позволило спасти не одну человеческую жизнь. На протяжении всей своей спортивной карьеры оставался примером для подражания, кумиром миллионов болельщиков во всем мире. Преуспевающий менеджер, в его активе созданная вместе с сыном команда Формулы-1 «Стюарт». Джеки Стюарт, биография которого была рассмотрена в этой статье, стал легендой не только у себя в Шотландии, но и во всем мире.