ТУ-143: история создания. Описание конструкции

Необходимость разведки в тылу противника в середине пятидесятых, во время начала противостояния между США и СССР за господствующее положение в мире, определила важность создания беспилотных самолетов. Сейчас самостоятельно пилотируемая техника состоит на вооружении многих стран мира и количество ее растет. А вот мало кто знает, что родиной «умных» летательных аппаратов, которые применяются до сих пор, был Советский Союз, разработавший такие известные разведывательные машины, как ТУ-123, ТУ-143, ТУ-141.

С чего все начиналось?

Примитивное использование беспилотной техники в виде воздушных шаров для доставки бомб австрийскими войсками в осажденную Венецию было датировано 1849 годом. Через полвека Никола Тесла спроектировал и реализовал на практике радиоуправляемое судно. А в 1910 году американским военным инженером Ч. Кеттерингом было построено и испытано несколько экземпляров беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), но практического использования они не нашли.

Тридцатые годы ознаменовались разработкой самостоятельно управляемой техники многоразового использования в Великобритании. Параллельно с этим изобретением в Советском Союзе конструктором Никитиным создается торпедоносец-планер и даже проектируется торпеда с дальностью полета в 100 км, но все остается на бумаге. В 1940 году немецкие ученые создали крылатую ракету, впервые применившуюся в боевых действиях, и реактивный двигатель.

И лишь после Второй мировой войны начинается гонка вооружений в беспилотной сфере между странами Варшавского договора и НАТО, благодаря которой появились применяемые до сих пор БПЛА, в том числе и «Рейс» ТУ-143.

Предшественник БПЛА «Рейс»

В 1956 году Организацией стран Варшавского договора вводятся союзные войска в Венгрию для подавления антикоммунистических идей. В этот же период в КБ Туполева создается секретный отдел «К», задачей которого является разработка изделий «С». Через год в Совет Министров СССР по авиационным делам поступает телеграмма под грифом «Секретно» о готовности проведения летных испытаний изделий «С» в четвертом квартале 1958 года.

Под зашифрованным изделием скрывалось создание БПЛА. Идея разработки принадлежала А.Н. Туполеву. Секретное изделие представляло собой металлический моноплан с крыльями стреловидной формы. Вскоре был готов проект по ударному беспилотному комплексу, способному на расстояние 10 тыс. км доставлять ядерное оружие, но его не реализовали по приказу Н.С. Хрущева.

Разведывательный аппарат самостоятельного пилотирования «Ястреб» ТУ-123, ставший предшественником ТУ-143, совершил свой первый полет в 1961 году. В отличие от ударного самолета, он в носовой части конструкции имел разведывательную аппаратуру, а не ядерную боеголовку.

Несовершенства «Ястреба» и заказ «Рейса»

Первым недостатком, выявленным в ходе испытаний ТУ-123, стали нетермостойкие фотолюки, которые при скорости самолета в 2700 км/ч покрывались трещинами. Эту проблему советские инженеры решили при помощи закупки бразильского кварцевого песка под предлогом его использования в медицинском оборудовании. Именно из такого сырья получалось жаростойкое стекло, и затем качественные снимки.

Вторым недостатком стала несовершенная конструкция «Ястреба», которая при эксплуатации сохраняла лишь приборный отсек, остальные части БПЛА были одноразовыми. Руководство страны понимало необходимость разработки спасаемого беспилотного комплекса разведки. Его позже окрестят «Рейс» ТУ-143. История создания БПЛА начинается с ввода союзных войск в Чехословакию и постановкой руководителями СССР нового задания КБ Туполеву о построении спасаемого разведывательного беспилотного аппарата.

Создание «Рейса»

Работы по реализации нового госзаказа в сфере БПЛА проходили быстро. Через два года «Рейс» уже совершил свой первый полет. Через 4 года испытаний и совершенствований, в 1976 году, приняли комплекс на вооружение армии СССР. Эффективное ведение тактической разведки – так характеризовали в войсках ТУ-143. Производство опытных экземпляров в количестве 10 штук было реализовано в Башкирии в 1973 году. Вскоре начался серийный выпуск нового комплекса. За 10 лет (до 1980 года) всего их изготовили 950 штук.

Выпуск комплекса реализовывался в двух разновидностях: первая – с фотоаппаратурой; вторая – с телевизионной. Помимо этого, БПЛА оснащался средствами радиационной разведки. В 1985 году на базе «Рейса» туполевские инженеры создали мишень, которая также успешно прошла государственные испытания.

Неуязвимость средствами ПВО – вот особенность ТУ-143. На вооружении 6 стран состоял «Рейс»: СССР, Ирак, Чехословакия, Болгария, Сирия, Румыния. Нынче он остался на Украине и в России.

Предназначение

Во время тактического полета разведывательный комплекс производил аэрофотосъемку с сохранением данных на фотопленке. Для решения оперативных задач использовалась в ТУ-143 телевизионная аппаратура. Оба вида разведывательных действий могли выполняться в дневное время. Расстояние, определяющее глубину проникновения БПЛА в тыл противника, характеризуется показателями в 60-70 км.

Функции комплекса «Рейс»:

  • Запуск с самоходной установки при скорости ветра не более чем 15 м/с.
  • Управление полетом при помощи автоматизированной бортовой системы (АБСу).
  • Возможность программирования траекторий полета.
  • Сбор и сохранение разведывательных данных при помощи фото- и телевизионной аппаратуры.
  • Возможность определения радиационной обстановки.
  • Доставка данных в заданную точку и через радиоканал на наземные командные пункты.

ТУ-143: описание конструкции

БПЛА «Рейс» имеет уникальные свойства по радиозаметности. Л.Т. Куликов, один из главных конструкторов, предложил сделать специальные средства защиты. Киль, кончики крыльев, парашютный контейнер, носовая часть самолета выполнены из неметаллических материалов. Это позволило добиться неуязвимости разведывательного комплекса.

Конструктивно фюзеляж аппарата представляет собой четыре отсека: носовой, бортовой аппаратуры, топливного бака, гондолы двигателя с парашютным контейнером. В носовой части комплекса располагается разведывательная аппаратура. Отсек изготовлен из стеклопластика и предусматривает наличие фотолюка.

БПЛА приземляется благодаря трехопорному шасси. Передняя опора скрывается во втором отсеке, а две остальные выпускаются из консолей крыла. Тормозной и посадочный парашюты предназначены для гашения горизонтальной и вертикальной посадочной скорости.

Эксплуатация

Разведывательный комплекс применялся в афганской и ливанской войне. После распада СССР большое количество БПЛА остались на территории Украины.

В 2001 году был трагичный случай с применением ТУ-143 для учебных целей в качестве мишени. Авиалайнер ТУ-154М тогда потерпел крушение, в результате которого погибло около 80 человек. Причиной стало непреднамеренное попадание ракетой, предназначенной для беспилотника «Рейс».

Увидеть ТУ-143 (экземпляры), сохранившиеся как экспонаты, можно в таких местах:

  • Авиационный музей в Киеве.
  • Музей военной техники и оружия Спадщанского леса.
  • В городе Хмельницком.
  • Пражский музей авиации.
  • Музей им. Сахарова.
  • Центральный аэродром Москвы.
  • Музей военно-воздушных сил в Монино.

ТУ-143: ЛТХ

  • Масса – 1230 кг.
  • Длина – 8,06 м.
  • Высота – 1,545 м.
  • Размах крыла – 2,24 м.
  • Площадь крыла – 2,9 м2.
  • Минимальная высота полета – 10 м.
  • Время полета – 13 минут.
  • Тип двигателя – ТРД ТР3-117.
  • Глубина действия – 95 км.
  • Максимальная скорость – 950 км/ч.

Комментарии