Джорджо Вазари – родоначальник искусствоведения

Джорджо Вазари (1511—1574) родился в небольшом, очень древнем городке Тосканы Ареццо, который находился недалеко от Флоренции. Он остался в веках как архитектор и как человек, положивший начало искусствоведению.

Учеба и начало работы

Родившись в семье горшечника, смышленый и способный подросток в 12 лет стал подмастерьем французского художника, который делал витражи в церкви в Ареццо, Гильома де Марсилья. Рост будущего художника происходил на фоне постоянных войн в Италии. В ней существовали города-государства, а на ее земли кто только не претендовал. И германцы, и испанцы, и французы. Но в стране шло формирование национальной идеи, образование итальянского языка из многочисленных диалектов, в ней гордились великими живописцами и скульпторами, которых знала образованная Европа. Уже были созданы шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэля. Еще творил великий Микеланджело. Уже за двести лет до рождения Джорджо Вазари Италия воспитывалась на идеалах гуманизма. Такое «бурление» в стране сказалось на становлении молодого человека, жадно впитывавшего все новейшие веяния, появлявшиеся в стране, и дух свободолюбия.

Встреча с Микеланджело

На способного тринадцатилетнего подростка обратили внимание. Благодаря заметившему его Микеланджело Джорджо Вазари направлен к известному художнику Андреа дель Сарто. На этого художника оказал влияние в первую очередь Леонардо, он был дружен с Тицианом и Рафаэлем. Он обладал прекрасным чувством цвета и колорита и чрезвычайно умело работал со светотенью. У других учителей Джорджо приобретет опыт в черчении и построении композиции и перспективы. Вазари Джорджо позже будет критиковать своего учителя. Он полагал, что Андреа не хватало вдохновения, чтобы создавать великие творения. Описывая его жизнь, Вазари расскажет о сварливой жене своего учителя, которая хорошо отравляла жизнь и ему, и его ученикам. Также он расскажет, что дель Сарто умрет во время эпидемии чумы. Однако сам Вазари, овладев рисунком, не сможет воспринять от своего учителя умение пользоваться цветом. Архитектуре и скульптуре Вазари будет учиться у пятидесятилетнего Микеланджело. Вазари станет биографом и другом великого художника. Во всяком случае, очень замкнутый и мрачный художник расскажет своему юному другу, что на его становление как творца повлиял разреженный воздух Тосканы и глина, с которой он начинал работать в первые годы своего ученичества.

Скитания

Молодому Вазари Джорджо покровительствуют Медичи, но в 1529 году их изгоняют из Флоренции, и семнадцатилетний художник возвращается в родной город. И что же его ждет? Отец умер, надо заботиться о семье, о младших братьях и сестрах. Здесь он получает заказы на роспись фресками и картины. Нужда в деньгах заставляет его покинуть Ареццо, направиться в Пизу и далее скитаться по Италии в поисках работы. Счастье улыбнулось молодому художнику — он встретил Ипполито Медичи, одного из своих покровителей во Флоренции, и герцог взял Вазари вместе с собой в Рим.

Возвращение во Флоренцию

Здесь он работает под покровительством Алессандро Медичи и в 1534 году пишет его портрет.

Именно в этом портрете видна колористическая слабость живописца. Художники высокого Возрождения, как правило, применяли три цвета — алый, синий, золотой (желтый). А у Джорджо Вазари на коричневом табурете, покрытом алой драпировкой, сидит рыцарь в доспехах. Небо в глубине картины, скорее, сероватое, закрытое угрюмыми тучами. Фон, на котором изображена фигура, однородно темен. Волосы полностью с ним сливаются, не хватает мягких переходов теней. Ярче всего сияют латы. Рисунок великолепен, виртуозен, но он имеет самодовлеющее значение. Да, видно, что это решительный рыцарь, проводящий жизнь в седле и сражениях, но в целом портрет мрачен и темен, проникнут трагизмом. Но именно так видит своего покровителя живописец. В целом Вазари не следует природе, не ищет гармонии, а все вкладывает в точность линий, которые дают объем, и в преувеличенную выразительность. Этими приемами постоянно пользуется Вазари Джорджо. Картины у современников имеют популярность. Но они не выдержали проверки временем и сейчас представляют не столько художественный, сколько исторический интерес.
После гибели Алессандро Медичи Вазари уже в Болонье создает одно из своих лучших полотен «Трапеза св. Георгия», на котором изображены портреты его современников. Они войдут в его «Жизнеописания».

Великое творение Вазари во Флоренции

Козимо I Медичи заказал Вазари постройку дворца, который объединит многие службы города с набережной реки Арно. С 1560 года началось строительство здания, которое нам знакомо под названием галерея Уффици.

Здание обладает монументальной колоннадой и имеет модульную конструкцию с блоками, которые разделены пилястрами. При жизни Вазари строительство велось четырнадцать лет. Оно было закончено спустя семь лет после его смерти.

История искусств

Наибольшую ценность для потомков составили у Вазари Джорджо книги. Это огромный пятитомный труд.

Он делится на части, посвященные архитектуре, живописи, скульптуре и представляет собой трактат о технических методах, которые используются в различных видах искусств, и собственно биографиях творцов. Первое издание опубликовано во Флоренции в 1550 году. Оно начинается с посвящения великому герцогу тосканскому Козимо I Медичи. В этой книге Вазари первый вводит понятие «Ренессанс», а также «Раннее, Среднее и Высокое Возрождение» и их истоки — «Античность, Средневековье».

Как построил Джорджо Вазари жизнеописания

На базе новеллы, уже хорошо знакомой читателю-современнику, Вазари пишет биографии деятелей искусства, представляющих гордость итальянской нации. Он сообщает биографию скульптора, художника или архитектора и дает анализ и особенности его творчества. Обязательно указываются все произведения творца. Так как Джорджо Вазари сам художник, то, выступая как искусствовед, он со знанием дела анализирует рисунок, школу, манеру исполнения. Для каждой новеллы писатель тщательно собирал мельчайшие факты из жизни художника. В каждой статье имеется портрет, иногда выполненный самим Вазари. Жизнеописатель старался проследить связь каждого художника с народом. Если он описывает образы библейских персонажей, созданных тем или иным мастером, то Джорджо Вазари стремится связать эти образы с повседневной жизнью художника. Книгу открывает биография и творчество Джотто, а заканчивает — Микеланджело. Но второе издание, вышедшее восемнадцать лет спустя, дополнено поправками, уточнениями и новыми биографиями. Всего их опубликовано около двухсот. Этот труд мессира Вазари на многие столетия определил пути искусствоведения как науки. Не потерял актуальности его взгляд на искусство и в наши дни.

Скончался мастер во Флоренции в 1574 году.

Комментарии