Шаолиньский монах: искусство боя

Сегодня трудно найти человека, незнакомого с монастырём Шаолинь. Это место веками было прибежищем монахов, пытавшихся объединить физическое совершенство с духовными достижениями. Находится это волшебное место у подножия горы Суншань, на юго-западе от Пекина. Сегодня фанаты боевых искусств со всего мира приезжают сюда, чтобы постигнуть мудрость ушу и познать себя через медитацию. Но так было не всегда. Новый виток в истории монастыря Шаолинь начался совсем недавно, после его реставрации в 1980 году, когда власти решили превратить это место в туристический центр. И эта задумка сработала — сегодня к горе Суншань стекаются тысячи людей, чтобы ощутить дух этого легендарного места.

История монастыря

История Шаолиня обросла бесчисленными мифами и легендами, поэтому трудно наверняка сказать, когда он был создан. Принято считать, что культовый монастырь был основан примерно в V веке нашей эры. Первого настоятеля звали Бато. Он имел много учеников, которые помогали закладывать основы этого легендарного места. Принято считать, что шаолиньский монах — это непобедимый боец, обладающий колоссальной физической мощью.

Однако одна из легенд гласит, что ушу зародилось в монастыре у горы Суншань не сразу. История боевых искусств Шаолиня началась с того, что на территорию нынешнего Китая пришёл буддийский монах из Индии. Звали его Бодхидхарма. Именно он ввёл обязательные физические упражнения для монахов Шаолиня, так как на момент его появления в монастыре они были так слабы, что засыпали во время медитации. Предания гласят, что Бодхидхарма оказал огромное влияние на развитие буддизма и китайских боевых искусств. Давайте поближе познакомимся с историей этого невероятного человека.

Бодхидхарма

Личность Бодхидхармы, которого монахи называли Дамо, обросла множеством красивых легенд. Сегодня трудно сказать, что это был за человек, но считается, что именно он принёс ушу в Шаолинь. До его прихода настоятели монастыря полагали, что медитация — лучший путь познания мира и достижения просветления. К телу же они относились довольно пренебрежительно, считая его досадной преградой на пути к совершенству. Поэтому монахи были слабы физически, что мешало им долго медитировать.

Дамо был убеждён, что тело и сознание тесно связаны между собой, и невозможно достичь просветления, не развивая физическую оболочку. Поэтому он показал монахам комплекс под названием «Движение рук восемнадцати архатов», который затем превратился в шаолиньское ушу. Есть легенда о том, что однажды Дамо просидел 9 лет в пещере, созерцая стену. После этого его ноги отказались ему служить, что вынудило Бато создать комплекс по изменению мышц и сухожилий «Дамо ицзинцзин», который заложил основы шаолиньского цигун. Методы пестования жизненности, развившиеся из этих простых упражнений, были столь эффективны, что их долгое время держали в секрете.

Дальнейшая история монастыря

В последующие годы Шаолиньский монастырь переживал неоднократные взлёты и падения. Его не раз сжигали дотла, но он, словно феникс, всегда возрождался из пепла, продолжая свою важную миссию. Ещё одна из красивых легенд связана с сыном военачальника Ли Юаня. Его звали Ли Шиминь, он возглавлял одну из армий своего отца. В одном из сражений его войско было разбито, а сам он упал в реку, бурные воды которой понесли его по течению. К счастью, обитатели шаолиньского монастыря спасли мужчину от верной гибели, вылечили и дали охрану из 13 монахов, которые защищали его. Это была преданная и полезная свита, ведь в те времена один шаолиньский монах мог разобраться с десятком бандитов, которыми изобиловали местные леса.

После того как Ли Шиминь пришёл к власти, он отблагодарил своих спасителей. Они получили в подарок земли, а правила шаолиньских монахов были изменены — теперь им разрешалось есть мясо и пить вино. Эта красивая история даёт представление о том, какова была жизнь в те далёкие времена. Очевидно, монахам неоднократно приходилось участвовать в сражениях и защищаться от разбойников, которых в то неспокойное время было больше, чем звёзд на небе.

Шаолинь в наши дни

В наши дни шаолиньский монах остаётся таким же, как и сотни лет назад. При этом мало кто знает, что северный Шаолинь был восстановлен лишь в 1980 году. До этого он долгое время лежал в руинах, после того как был сожжён в 1928 году, когда в Китае полным ходом шла гражданская война, и вся власть была сосредоточена в руках милитаристов. Каждый из них хотел владеть как можно большим участком земли, не гнушаясь никакими методами.

Затем произошла культурная революция, после которой традиционные боевые искусства оказались на грани уничтожения, а монастыри считались бесполезным пережитком прошлого. Только в 1980 году правительство Китая осознало, что нет смысла уничтожать своё культурное наследие, и монастырь был восстановлен. Сегодня его посещают орды туристов, приносящих хорошую прибыль и вносящих свой вклад в распространение китайской культуры. Также Шаолиньский монастырь выполняет старую функцию — здесь обучаются монахи. Сегодня каждый желающий может попытаться стать монахом в этом легендарном месте, независимо от национальности.

Шаолиньский монах-боец

К сожалению, в наши дни сложилась такая ситуация, что традиционное ушу не считается боевым искусством. Многие бойцы считают его танцами, никак не связанными с реальным поединком. И они недалеки от истины: большинство людей, занимающихся ушу сегодня, сконцентрированы на изучении формальных комплексов таолу. По ним проводятся соревнования, где участники показывают воображаемый бой, а судьи оценивают их выступление. Представьте, как боксёры выходят на ринг по одному и показывают там бой с тенью, по результатам которого одному из них присуждается победа. Абсурд, не иначе. Но ситуация с традиционным ушу именно такова. Лишь в ушу-саньда практикуются полноконтактные поединки, но это сугубо спортивное направление.

И вот, когда ушу уже списали со счетов, появился человек, взорвавший интернет своими невероятными боевыми навыками. Зовут его Йи Лонг и он является выходцем из Шаолиньского монастыря. Он не стесняется сражаться по правилам кикбоксинга с сильнейшими спортсменами современности. Люди наконец смогли увидеть, что может шаолиньский монах против бойцов контактных единоборств.

Различия в технике

Бои Йи Лонга против чемпионов по кикбоксингу и муай тай интересны тем, что он использует своеобразную технику, непохожую на привычную всем манеру боя спортсменов. Бои шаолиньского монаха отличаются огромным количеством бросков и подсечек, к которым современные адепты ударных единоборств оказались совершенно не готовы. Некоторые поединки Йи Лонга с чемпионами спортивных боевых искусств выглядели настолько односторонними, что некоторое время он считался непобедимым.

Но не обошлось и без поражений, большая часть которых явилась результатом вызывающего поведения адепта шаолиньского ушу. Его привычка подставлять подбородок под удары оппонента, показывая своё превосходство над ним, не раз играла против него самого. Когда шаолиньский монах ощущал своё преимущество над соперником, он просто опускал руки и принимал несколько чистых ударов в подбородок. Результатом такого неуважительного поведения стал тяжёлый нокаут от бойца тайского бокса.

Йи Лонг — монах или просто боец?

Конечно, каждому фанату боевых искусств интересно посмотреть, что может шаолиньский монах против боксёра или каратиста. Но поведение этого ушуиста на ринге оставляет массу вопросов. Разве может скромный монах так бравировать своим превосходством и выказывать явное неуважение к оппоненту? Йи Лонг больше походит на задиру из ММА, чем на смиренного буддиста.

Как бы то ни было, этот боец показывает чудеса владения своим телом и отменные боевые навыки. Быть может, его дерзкое поведение обусловлено спецификой контактных единоборств, а может, это лишь грамотный маркетинговый ход, чтобы подогреть интерес к своей персоне. Главное - Йи Лонг показал, что ушу действительно является серьёзным боевым искусством, дающим реальные навыки ведения боя.

Шаолиньский монах в боях без правил

Есть мнение, что следующим шагом в карьере ушуиста станет участие Йи Лонга в так называемых боях без правил, или ММА. Однако вероятность этого события стремится к нулю. Причина в том, что важнейшим элементом боя в октагоне является партер. В традиционном и спортивном ушу партера практически нет, что обусловлено его историей. Более того, самые сильные техники традиционных китайских боевых искусств нацелены на поражение жизненно важных точек противника, что недопустимо в смешанных единоборствах. Но кто знает, возможно, этот безумный монах снова удивит нас, успешно выступив в клетке. Время покажет.

Комментарии
🖤Благо-Дарю-как раз по карме узлов кармических-РАК-КОЗЕРОГ.