Что такое биксенон? Линзы биксенон

Согласно статистике около половины ночных ДТП происходят именно по причине плохого освещения. В первую очередь это относится к автомобильной оптике, основу которой составляют галогенные лампы. Это доступный по цене и привычный источник света, поэтому далеко не многие решаются на поиск альтернативы. Тем не менее хорошим выбором при смене фар могут стать ксеноновые устройства. Они отличаются множеством преимуществ, в числе которых - высокие показатели яркости излучения. Однако в чистом виде подобные лампы встречаются редко. И здесь важно ответить на вопрос о том, что такое биксенон. Это фары с ксеноновыми лампами, способные обеспечивать и ближний, и дальний свет.

Устройство биксенона

Лампы базируются на устройстве классического ксенона, поэтому обычная накаливающая нить в них отсутствует. На смену этому источнику свечения пришли электроды, между которыми формируется электрический дугообразный разряд. Собственно, он и обеспечивает яркое свечение, за которое ценится биксенон. Фары содержат эллипсоидную колбу с газом и солями металлов. На данную смесь постоянно воздействует давление. В процессе работы лампа формирует пучок света, который превосходит по силе излучения стандартные галогенные лампы. По этой причине в некоторых случаях фары дополняются специальными линзами или рефлекторами.

Поскольку нить накаливания отсутствует, то при эксплуатации обычного ксенона невозможно получить переход в режимах ближнего и дальнего света. Для понимания, что такое биксенон, следует вновь обратиться к рефлектору. Именно благодаря его функции возможно применение разных режимов светоподачи. Традиционная конструкция предусматривает установку двух колб в одном цоколе. Рефлектор, в свою очередь, выполняет роль шторки, переключение которой и позволяет сменять ближний свет на дальний.

Преимущества и недостатки биксенона

Если говорить о технико-эксплуатационных достоинствах, то в первую очередь отмечается более широкий световой пучок по сравнению с галогеном, подача излучения с теплым спектром, низкое энергопотребление и стабильность работы линзы. Биксенон существенно повышает качество свечения в плохую погоду и в ночное время. Опять же по сравнению с галогенными лампами ксенон практически не дает нагрева. В результате автомобильные фары не перегреваются, а грязь на поверхности не сохнет, что удобно в обслуживании оптики.

Кроме экономии в плане энергосбережения владелец также может рассчитывать на снижение затрат благодаря долговечности ламп. Здесь надо вспомнить, что такое биксенон с точки зрения устройства. Это источник света, не имеющий нити накаливания, то есть устройство не перегорает. Для сравнения: эксплуатационный срок ксеноновых фар достигает 3000 ч, а галоген обеспечивает лишь 400 ч.

Недостатки биксенона

Основная часть негативных факторов применения данного вида ламп относится к устройствам низкого качества, которые к тому же были неправильно установлены. В таких случаях есть риск ослепления встречных машин, если фоновая засветка превышает допустимые показатели. Распространены и внешние дефекты, которые сводят к нулю все достоинства линзы. Биксенон в данном случае может искажать цветопередачу, обеспечивая радужный свет. Это существенный момент, так как спектр для автомобильных фар очень важен для восприятия. Например, преобладание синего и фиолетового оттенков не позволяет водителям быстро адаптироваться к участкам с плохим освещением. И это, не говоря о возможных отклонениях в направлении светового пучка. В фирменной оптике, к примеру, электрическая дуга ориентируется в строгом направлении, обеспечивая стабильный и ровный свет. Но, планируя покупку качественного ксенона, следует готовиться к другому неприятному фактору – высокой стоимости.

Разновидности

Лампы данного типа представлены в разных версиях, отличающихся прежде всего конструкционными нюансами исполнения. Наиболее распространен двухкапсульный биксенон. В этом случае рабочий элемент разделяется не на две колбы для обеспечения двух режимов работы, а на капсулы, заключенные в лампу. Такие модели отличаются точной фокусировкой, высокой надежностью и минимальной подвижностью составных деталей. Двухколбовые устройства уже рассматривались как пример подхода к обеспечению возможности переключения света. Этот вариант хорош как иллюстрация того, что такое биксенон и его принципиальная конструкция, но на практике применения это не лучшее решение. Во-первых, совмещение колб не позволяет достичь хорошей фокусировки, а во-вторых, подобные лампы отличаются большими габаритами, что доставляет неудобства при монтаже.

Существует и гибридный вариант, в котором совмещается галогенный источник света и газоразрядная лампа. Биксенон реализуется таким образом: первый элемент отвечает за ближний свет, а второй – за дальнее излучение. Но по словам пользователей, это худшее применение оптики данного типа, поскольку устройства быстро выходят из строя в силу отличий в рабочих параметрах галогена и ксенона.

Как выбирать лампы?

Правильный выбор предполагает учет двух важных критериев – совместимости конструкции устройства с гнездом и соответствия требованиям напряжения. Что касается конструкции, то в первую очередь обращают внимание на стандарт цоколя. Это, к примеру, может быть биксенон H4, который широко распространен в России. Также встречаются типоразмеры линеек HB, D2R, D2C и другие. Будет нелишним оценить и качество компаунда. Это заливка колбы на синтетической основе, которая должна соответствовать нормативам стойкости к температурным расширениям. Теперь можно перейти к показателям напряжения, которые в случае с биксеноном варьируются от 8 до 18 В. Это значение зависит от блока розжига, через который будет обеспечено не просто свечение лампы, а ее стабильная работа.

Производители и цены

Сегодня на рынке автомобильной оптики преобладают китайские производители, поэтому следует осторожно подходить к выбору продукции. Наиболее качественные модели предлагают компании Osram и Hella. Данные производители работают на основе патентов Philips, поэтому их оригинальные лампы сомнений в качестве вызывать не должны. В плане стоимости, конечно, это недешевые товары, но зато большой срок эксплуатации будет гарантирован. В высшем сегменте биксенон H4 стоит порядка 2,5-3 тыс. руб. Менее привлекательные по качеству варианты оцениваются в 1-1,5 тыс. руб. Подобные предложения можно найти в линейке фирмы Sho-Me, которая тоже широко представлена на отечественном авторынке.

Установка биксенона

Для начала необходимо снять прежние галогенные лампы. После изъятия крышек фар необходимо отключить контакты от элемента свечения и вытащить их. Биксенон устанавливается в соответствующее гнездо и фиксируется специальной пружиной. Но эту операцию важно выполнить так, чтобы провода от лампы прошли сквозь пружину и вышли в подкапотное пространство. В зависимости от приобретенного комплекта установка биксенона может потребовать создания отверстия в заглушках фар для пропуска кабеля. Далее выбирается место для блока розжига. Оптимальным решением станет участок, защищенный от влаги и расположенный как можно ближе к фарам. Крепление этого модуля можно выполнить специальным хомутом или же скотчем. После этого лампы подключаются к блоку розжига, который, в свою очередь, соединяется с основной электроникой автомобиля.

Заключение

Отзывы автомобилистов, использующих ксенон, в целом положительны. Водители отмечают выраженные показатели яркости, а также стабильность излучения, которое формирует биксенон. Цена такой оптики, составляющая в среднем 1,5-2 тыс. руб., конечно, отпугивает многих автолюбителей. С другой стороны, четко направленный свет в темное время суток и детально различимые объекты на дороге в условиях тумана компенсируют финансовые затраты. Главное – сделать правильный выбор ламп в процессе покупки и не просчитаться в ходе установки.

Комментарии