Потребительские общества - что это такое?

Что такое потребительские общества? Они являются основными хозяйствующими субъектами в аграрной кооперации. Общество создается на добровольных началах. Оно предназначено для защиты прав и экономических интересов его членов – владельцев небольших производств и подсобных хозяйств.

Появление потребительских обществ

Первые потребительские общества появились в Великобритании в начале XIX века. Сначала они организовывались богачами с филантропической целью. Но постепенно эта идея трансформировалась, и во главе нее встали сами рабочие или крестьяне, которые оказывались хозяевами мельниц, лавок и хлебопекарен.

Пролетарии создавали потребительские общества для того, чтобы улучшить уровень собственной жизни. Внутри такой организации ее члены могли подешевле купить товары, отличавшиеся хорошим качеством. Кооперативы становились еще и народными банками. Они выдавали кредиты нуждавшимся. Если потребительские общества богатели, то их пайщики также становились состоятельнее. Прибыль такой организации в основном шла на увеличение уставного капитала, что приносило доход всем ее членам.

Успех кооперации

Британские кооперативы XIX века сформировали ряд принципов, которые присущи и современным потребительским обществам, речь о которых пойдет ниже. Они характеризовались невысокими паевыми взносами, ограниченным числом паев для каждого члена организации, равноправием всех владельцев паев, а также одинаковой ценовой политикой.

Успех движения привел к тому, что в 1860 годы кооперативы стали объединяться в союзы. Эти организации становились все влиятельнее и весомее во всей европейской экономике. В конце XIX столетия в Старом Свете насчитывалось уже два миллиона кооператоров. Международное потребительское общество приняло на своих предприятиях нормы, продиктованные социалистическим Интернационалом. В них входил восьмичасовой рабочий день, бесплатное медицинское обслуживание и образование, а также обязательное начисление пенсий работникам. Пролетарии и крестьяне с радостью массово вступали в новые организации, надеясь на их помощь в защите трудовых прав.

Первые потребительские общества в России

Тогда же и Россия узнала о том, что такое потребительское общество. Отзывы об этой системе просочились в отечественную аграрную среду. В конце XIX века российская деревня переживала кризис, даже несмотря на недавнюю отмену крепостного права. Крестьяне продолжали жить в бедности. Причиной такого положения была высокая рождаемость в семьях и перенаселение, дробление земельной собственности, низкая урожайность, недостаток лошадей и скота.

В связи с этим к 1900 году образовался класс безработных, численность которого составила около 23 миллионов человек. Причем эти люди относились к трудоспособному населению. Параллельно с этим рос государственный бюджет, который ложился на плечи и без того неимущих крестьян.

Именно тогда аграрное хозяйство спасло сельское потребительское общество. Крестьяне, узнав об успехах кооперации на Западе, стали самостоятельно объединяться в подобные же структуры, чтобы защитить свои интересы на отечественном рынке.

Потребительские общества в сельском хозяйстве

Новая массовая организация труда и торговли оказалась удобной для крестьянства по той причине, что сельчане хотели пользоваться выгодами, которые дарит крупное предприятие, и при этом не терять связи с собственным мелким сельскохозяйственным производством. Союз потребительских обществ предоставлял своим членам такую возможность.

До того как в деревне появилась подобная система кооперации, сельские производители страдали от ростовщичества и огромного количества лишних посредников. Когда наступала осень, отечественные железные дороги просто не могли перевезти всю произведенную продукцию в город. Из-за этого люди старались «затовариваться» заранее, отчего сезонные цены на хлеб резко падали.

Постепенно крестьянское хозяйство в России теряло свои натуральные черты и превращалось в товарное производство. В связи с этим отечественной экономике срочно нужна была новая форма организации торговли в аграрном секторе. Появившиеся потребительские общества стали той самой долгожданной пилюлей, избавившей крестьян от лишних забот и ростовщиков. До этого хлеб, прежде чем попасть на прилавок, проходил через несколько рук посредников. В такой системе землевладельцам самим приходилось оплачивать доходы перекупщиков и спекулянтов.

Уже в начале XX века Россия стала мировым лидером по числу подобных организация и количеству их членов. Это был не просто экономический рост, это был настоящий скачок. Накануне 1917 года в стране функционировало почти 50 тысяч кооперативов. Каждое некоммерческое потребительское общество в среднем включало в себя не больше 50 участников. Всего в этом экономическом движении было задействовано до 14 миллионов человек, и 80 % от этого числа составляли крестьяне. Организация потребительского общества в деревне возобновилась с особенной силой после революции 1905 года. Тогда же помогла столыпинская реформа, благодаря которой крестьянам стало проще покидать общины. Они брали кредиты и отправлялись в Сибирь, где их ждала непаханая земля. В этом регионе особенно активно развивалось районное потребительское общество.

Кооперация в СССР

Независимое кооперативное движение в России было ликвидировано после Октябрьской революции и прихода к власти большевиков. Социалисты руководствовались принципом «забрать все и поделить». При этом возражения, которые высказывал любой областной союз потребительских обществ, вообще не принимались во внимание.

Итог был трагичен. Крестьяне потеряли не только инструмент сотрудничества между собой, но скоро и вовсе остались без земли. Сельчан согнали в колхозы. Нежелающие сотрудничать с советской властью объявлялись кулаками и подвергались репрессиям. Многие прежние пайщики потребительских обществ оказались в ссылке в Казахстане и других далеких регионах. Государство поглотило и запретило посредническую деятельность, на которой держались прежние кооперативы.

Потребительские общества в былой форме перестали существовать. И тем не менее некоторые их функции стали выполнять личные подсобные хозяйства крестьян, а также народные артельные промыслы. Эти робкие полуформы прежней кооперации позволяли крестьянству выживать, несмотря на перекосы плановой государственной экономики.

Потребительские общества в позднюю советскую эпоху

К началу 90-х годов, когда рухнул Советский Союз, существовала только занесенная в строгие рамки потребительская кооперация. Тогда же возник сначала Центросоюз, а потом и Роспотребсоюз. Эти организации контролировали зачатки новых потребительских обществ.

В 1990 году 40 % населения РСФСР обслуживалось с помощью этой системы. В нее входило 30 миллионов жителей деревень. В дни дефицита и продуктовых очередей каждое областное потребительское общество осуществляло важную экономическую функцию для всей страны. На долю этой системы приходилось 25 % розничного оборота товаров, почти половина картофельных заготовок, порядка трети овощных закупок и т. д.

В современной России

В 90-е годы российские потребительские общества переживали непростые времена. Все изменилось после дефолта 1998-го и обесценивания рубля. Освободившиеся экономические ниши позволили кооперативам вернуться на рынок. Сегодня в каждом субъекте Российской Федерации есть по 20-25 подобных организаций. Большая их часть состоит из сельскохозяйственных потребительских обществ. При этом почти все они рентабельны вне зависимости от вида своей хозяйственной деятельности.

Для этой экономической сферы важен Налоговый кодекс. В "нулевые" годы в него был внесен ряд поправок, предоставивших льготы потребительским обществам, вошедшим в Центросоюз Российской Федерации. Эта структура является главным координирующим органом для большинства кооперативов.

Именно Цетросоюз определяет перспективы развития всей своей экономической отрасли. Ежегодно в рамках его съездов и конференций ведутся публичные дискуссии о том, как улучшить систему потребительских обществ в отечественном сельском хозяйстве.

Особенности сегодняшних потребительских обществ

Как российское, так и любое международное потребительское общество является некоммерческой структурой. То есть такая организация занимается предпринимательской деятельностью, но при этом извлечение прибыли для нее является далеко не первостепенной и определяющей задачей. Такой союз создается на добровольных началах для защиты интересов своих пайщиков. Главным инструментом потребительского общества является его привилегия в распределении доходов, которые получили его члены. Таким образом, посредством взносов и участия в коллективной экономической жизни пайщики страхуют друг друга и сами становятся защищенными от последствий предпринимательских неудач.

На сегодняшний день потребительское общество является самой эффективной и распространенной формой кооператива в сельском хозяйстве. Внутри него сочетается множество функций и особенностей. Во-первых, это уникальная система отношений, которая заключается во взаимном инвестировании пайщиков. Во-вторых, между ними происходит имущественный оборот. В-третьих, потребительское общество является отличной средой для удовлетворения социальных и материальных потребностей пайщиков. Исходя из этого, можно сказать, что современному российскому сельскому предпринимателю гораздо легче и безопаснее вести свое дело в союзе с соседями, чем в одиночку переживать рыночные невзгоды.

Функции

Одной из главных функций потребительского общества является защита прав потребителей. Граждане могут обратиться в подобную организацию за поддержкой в виде юридической консультации. Специалисты могут провести независимую экспертизу качества вызывающих сомнения товаров. Юристы анализируют документы и договоры купли-продажи, также они могут представлять интересы своих клиентов в суде. В этом и проявляется важное социальное предназначение такого рода обществ.

Деятельность подобной организации регулирует устав потребительского общества, который принимается на общем собрании владельцев паев. Этот документ определяет обязанности и права членов организации. У пайщиков есть преимущественное право на приобретение и покупку товаров, а также получение услуг, которые предоставляет организация. Ее члены получают помощь в ведении подсобного хозяйства, а также сбыте своей продукции. Потребительское общество благодаря своей разносторонней деятельности получает прибыль. Большая часть этих денег делится между пайщиками. Остальные средства тратятся на развития самого общества.

Государство в последние годы сделало многое для того чтобы отрегулировать сферу кооперативных отношений. Власть поддерживает общества, которые являются важной экономической ячейкой отечественного сельского хозяйства. Основным законом для отрасли остается закон «О потребительской кооперации». Общества осуществляют защиту прав потребителей на основании другого документа «О защите прав потребителей».

Юридическая прозрачность и ясность механизмов работы кооперативов делают их удобной площадкой для сотрудничества всех владельцев подсобных хозяйств в деревне. Важно отметить, что в законах официально прописано отношение государства к этим организациям. Потребительские общества и союзы - говорится там, - являются важным социальным фактором жизни страны.

Центросоюз

Определяющим свойством потребительских обществ является их демократичность. Такие организации управляются общим собранием пайщиков, где у каждого члена есть право голоса. Ниже по организационной лестнице находится представительный орган, в качестве которого обычно выступает совет во главе с председателем. Также в обществе должна быть ревизионная и контрольная комиссия, в обязанности которой входит следить за легальностью и правильностью принимаемых решений.

Как уже говорилось выше, главным регулирующим органом кооперативной деятельности во всей России является Центральный союз потребительских обществ, или просто Центросоюз. В свою очередь, он управляется Собранием членов. В него попадают представители всех отечественных потребительских обществ. Собрание заседает не реже одного раза в год, когда в Москву приезжают делегаты со всей страны. На таком собрании обсуждаются актуальные проблемы и перспективы развития потребительских обществ.

Комментарии