Т-15 - торпеда атомная: характеристики
К концу 40-х годов ядерная программа в СССР развивалась впечатляющими темпами. Ресурсов на эту задачу никогда не жалели. Во многом это было обусловлено событиями в Японии, на города которой американцы сбросили сразу две атомные бомбы. Следовало поторопиться, чтобы не оказаться на месте японцев.
Такое положение никого в руководстве страны не устраивало. Были начаты многочисленные изыскания в области создания средств доставки, причем одним из наиболее впечатляющих получилась Т-15. Торпеда эта, случись ей «поработать», могла бы снести все восточное побережье США.
Почему именно торпеда?
Это было связано с тем, что во флоте СССР больше всего было именно субмарин. Уже во время Великой Отечественной войны было неоднократно доказано, что они могут пробиваться к самому побережью противника, а в случае вероятной атомной войны это было жизненно важно. Даже если бы американцы отважились воплотить в жизнь свой план «Дропшот», торпеда Т-15 стала бы эффективным оружием возмездия.
Но принять решение – одно, а воплотить его в жизнь значительно труднее: самый большой диаметр торпедных аппаратов на советских подлодках – 500 мм, а диаметр самой «миниатюрной» атомной бомбы – все полтора метра. Как быть? Моряки очень хотели появления торпеды адекватных размеров, а вот атомщики настаивали на обратном.
Основные разработчики
Здесь следует отметить, что флот в известность о таком решении не поставили вообще. Дело в том, что Алферов не пользовался у моряков популярностью, так как именно он был инициатором травли адмирала Кузнецова. Так что возникла парадоксальная ситуация, когда морское вооружение разрабатывалось исключительно «сухопутными» силами.
Предполагаемая компоновка
Флоту о новом вооружении сообщили лишь в 1953 году, причем сами моряки в восторге от него не были. Дело в том, что на субмаринах, которые должны были нести такого рода торпеды, весь первый отсек превращался в гигантский аппарат для запуска этого снаряда. Таким образом, торпеда Т-15 – единственный в мировой практике случай, когда отдельный класс субмарин разрабатывался для транспортировки одного-единственного снаряда. Правда, и характеристики последнего были таковы, что полностью покрывали расходы.
Общая длина устройства – более 20 метров. Кроме прочего, предусматривалось наличие двух носовых торпедных аппаратов 533 мм, предназначенных для самообороны. Места при этом оставалось так мало, что в распоряжении экипажа имелись бы только две торпеды (запаса не было).
Предположительные характеристики Т-15
Последнюю разрабатывало отдельное КБ под руководством Харитона Ю. Б. Подрыв мог производиться как контактным взрывателем, так и посредством телеметрии. Первый вариант рекомендовался для тех случаев, если бы в случае уже идущей ядерной войны лодку заметили бы силы противника. В этом случае возникала угроза того, что торпеда Т-15 Сахарова уже вышла из торпедного аппарата, но вот саму субмарину к тому времени могли уничтожить. Для управления стрельбой использовался специально созданный для этого комплекс «Тантал».
Когда теория расходится с практикой
Основные технические характеристики носителя торпеды были утверждены в конце 1953 года. Уже к июлю 1954 года был готов предварительный проект субмарины, на борту которой должна была находиться ядерная торпеда Т-15. К концу года его рассмотрели первые инстанции и рекомендовали дальнейшую передачу документации для ее обсуждения. Только тогда к проекту допустили адмирала Котова, который в то время был командиром ВМФ СССР. Именно тогда в курс дела ввели и прочих начальников от флота.
Выводы экспертов
Те образовали экспертную комиссию, которая должна была разобраться с общей целесообразностью такого рода проекта. Сразу выяснилось, что руководству ВМФ не нравилась не только сама советская ядерная торпеда Т-15, но и характеристики субмарин, на борту которых предполагалось размещать такое оружие. Специалисты справедливо отмечали, что стоимость такого ракетоносца несуразно высока, его постоянно нужно поддерживать в боеготовности, а сделать это при таких габаритах торпеды будет очень сложно.
В результате окончательно постановили, что советская торпеда Т-15 – проект довольно сомнительный, и целесообразнее создавать такое вооружение, которое бы могло использоваться через обычные 533-мм торпедные аппараты. В марте 1955 года все изыскания были перекинуты именно в эту область. Сама атомная торпеда Т-15 осталась только на бумаге.
Что пришло на замену Т-15?
Ей на смену пришла торпеда Т-5. Тоже атомная, но уже обладавшая адекватными габаритами. Правда, трудностей разработчикам пришлось преодолевать очень много. Например, долгое время не удавалось «научить» торпеду не сбиваться с нужной глубины. Более того, во время ходовых испытаний она в четырех случаях из 15 могла инициировать срабатывание взрывателя «самостоятельно».
Кроме того, для нормального функционирования боевой части, крайне капризной из-за большого количества электроники, требовалась температура в пределах 5-20 градусов по Цельсию. С учетом того, что наши подлодки нередко бывали за Полярным кругом, требования выглядели предельно тяжелыми.
Кстати говоря, в не столь далеком прошлом наша страна разрабатывала новую МБР на основе ракеты «Протон», мощность которой должна была превышать… 150 мегатонн. Но даже этот проект дальше чертежей не прошел из-за своей предельной мощи. До сих пор никто не может подтвердить или опровергнуть возможность возникновения неконтролируемой цепной термоядерной реакции при испытании оружия такой мощности.
Государственные испытания
Государственные испытания преемницы Т-15 были начаты в 1957 году. Согласно их программе, было запланировано три этапа: один выстрел «болванкой», второй – полноценной боевой торпедой, но без атомной начинки, третий – реальный подрыв Т-5 с ядерной боевой частью.
Все этапы прошли удачно, но выявили массу проблем, включая некоторое отклонение снаряда от курса, а также некоторые неполадки в системах управления. Несмотря на это, все негативные моменты были малозначимыми, программа по созданию ядерных торпед наконец-то завершилась успехом.
Конец истории
На вооружение их приняли в 1958 году. Выпускали их ограниченной серией в городе Алма-Ате. Но уже в 1960 году производство было полностью свернуто. Причин было много. Во-первых, «галопирующая» разработка (всего пять лет) не могла сказаться на ходовых качествах, которые были заметно ниже, нежели чем у тех торпед, которые уже стояли на вооружении. Во-вторых, именно в 1960 году в войска начали поступать специальные серийные 533-мм торпеды, в которых можно было использовать ядерную боеголовку. Именно из-за этого разработка специального оружия такого типа была свернута.