Т-15 - торпеда атомная: характеристики

К концу 40-х годов ядерная программа в СССР развивалась впечатляющими темпами. Ресурсов на эту задачу никогда не жалели. Во многом это было обусловлено событиями в Японии, на города которой американцы сбросили сразу две атомные бомбы. Следовало поторопиться, чтобы не оказаться на месте японцев.

В 1949 году была испытана первая бомба… и тут же оказалось, что для доставки к вероятному противнику есть только тихоходные Ту-4. Но уже тогда было понятно, что это, мягко говоря, не выход. Во-первых, эти самолеты сильно устарели и не могли обороняться от тех перехватчиков, которые стояли на вооружении США. Во-вторых, не хотелось разбрасываться летчиками: после выполнения задания у них был один выход – попытаться выброситься с парашютами над территорией Мексики.

Такое положение никого в руководстве страны не устраивало. Были начаты многочисленные изыскания в области создания средств доставки, причем одним из наиболее впечатляющих получилась Т-15. Торпеда эта, случись ей «поработать», могла бы снести все восточное побережье США.

Почему именно торпеда?

Это было связано с тем, что во флоте СССР больше всего было именно субмарин. Уже во время Великой Отечественной войны было неоднократно доказано, что они могут пробиваться к самому побережью противника, а в случае вероятной атомной войны это было жизненно важно. Даже если бы американцы отважились воплотить в жизнь свой план «Дропшот», торпеда Т-15 стала бы эффективным оружием возмездия.

Но принять решение – одно, а воплотить его в жизнь значительно труднее: самый большой диаметр торпедных аппаратов на советских подлодках – 500 мм, а диаметр самой «миниатюрной» атомной бомбы – все полтора метра. Как быть? Моряки очень хотели появления торпеды адекватных размеров, а вот атомщики настаивали на обратном.

Основные разработчики

Кто был главой проект Т-15? Торпеда была предложена Алферовым В. И. Он принимал активное участие в создании первой атомной бомбы, так что опыт у него был. Именно он сразу после испытаний «продавил» свое видение проблемы, и настоял на разработке большой торпеды под «водородный» заряд.

Здесь следует отметить, что флот в известность о таком решении не поставили вообще. Дело в том, что Алферов не пользовался у моряков популярностью, так как именно он был инициатором травли адмирала Кузнецова. Так что возникла парадоксальная ситуация, когда морское вооружение разрабатывалось исключительно «сухопутными» силами.

Считается, что непосредственным автором проекта был небезызвестный академик Сахаров. Супер-торпеда Т-15 (мощность в 100 мегатонн!) должна была использоваться для удара по восточному побережью США. Предполагалось, что при взрыве «царь-торпеды» возникнет такая волна, что будет смыта вся инфраструктура противника, причем не только береговая, но даже та, которая находилась в самой глубине суши. До сего дня торпеда Т-15 Сахарова считается наиболее мощным оружием такого класса, пусть даже на вооружение ее так и не приняли.

Предполагаемая компоновка

Флоту о новом вооружении сообщили лишь в 1953 году, причем сами моряки в восторге от него не были. Дело в том, что на субмаринах, которые должны были нести такого рода торпеды, весь первый отсек превращался в гигантский аппарат для запуска этого снаряда. Таким образом, торпеда Т-15 – единственный в мировой практике случай, когда отдельный класс субмарин разрабатывался для транспортировки одного-единственного снаряда. Правда, и характеристики последнего были таковы, что полностью покрывали расходы.

Общая длина устройства – более 20 метров. Кроме прочего, предусматривалось наличие двух носовых торпедных аппаратов 533 мм, предназначенных для самообороны. Места при этом оставалось так мало, что в распоряжении экипажа имелись бы только две торпеды (запаса не было).

Предположительные характеристики Т-15

Итак, чем отличалась Т-15? Торпеда могла поразить любого своими монументальными размерами. Ее длина составляла 23 метра, а вес доходил до 40 тонн. Причем на массу непосредственно боевой части приходилось четыре тонны. Все остальное – огромная аккумуляторная батарея, ресурсов которой хватало для развития скорости примерно в 29 узлов. Предполагалось, что дальность плавания могла составлять до 30 километров. Какова была «начинка» Т-15? Торпеда, скорее всего, могла нести на борту только термоядерную боевую часть.

Последнюю разрабатывало отдельное КБ под руководством Харитона Ю. Б. Подрыв мог производиться как контактным взрывателем, так и посредством телеметрии. Первый вариант рекомендовался для тех случаев, если бы в случае уже идущей ядерной войны лодку заметили бы силы противника. В этом случае возникала угроза того, что торпеда Т-15 Сахарова уже вышла из торпедного аппарата, но вот саму субмарину к тому времени могли уничтожить. Для управления стрельбой использовался специально созданный для этого комплекс «Тантал».

Когда теория расходится с практикой

Основные технические характеристики носителя торпеды были утверждены в конце 1953 года. Уже к июлю 1954 года был готов предварительный проект субмарины, на борту которой должна была находиться ядерная торпеда Т-15. К концу года его рассмотрели первые инстанции и рекомендовали дальнейшую передачу документации для ее обсуждения. Только тогда к проекту допустили адмирала Котова, который в то время был командиром ВМФ СССР. Именно тогда в курс дела ввели и прочих начальников от флота.

Выводы экспертов

Те образовали экспертную комиссию, которая должна была разобраться с общей целесообразностью такого рода проекта. Сразу выяснилось, что руководству ВМФ не нравилась не только сама советская ядерная торпеда Т-15, но и характеристики субмарин, на борту которых предполагалось размещать такое оружие. Специалисты справедливо отмечали, что стоимость такого ракетоносца несуразно высока, его постоянно нужно поддерживать в боеготовности, а сделать это при таких габаритах торпеды будет очень сложно.

Кроме того, экипаж подлодки фактически превращался в смертников: при взрыве заряда мощностью в 100 Мегатонн, их, вместе с субмариной, просто бы разорвало на части, так как от эпицентра они бы успели отойти максимум километров на 100.

В результате окончательно постановили, что советская торпеда Т-15 – проект довольно сомнительный, и целесообразнее создавать такое вооружение, которое бы могло использоваться через обычные 533-мм торпедные аппараты. В марте 1955 года все изыскания были перекинуты именно в эту область. Сама атомная торпеда Т-15 осталась только на бумаге.

Что пришло на замену Т-15?

Ей на смену пришла торпеда Т-5. Тоже атомная, но уже обладавшая адекватными габаритами. Правда, трудностей разработчикам пришлось преодолевать очень много. Например, долгое время не удавалось «научить» торпеду не сбиваться с нужной глубины. Более того, во время ходовых испытаний она в четырех случаях из 15 могла инициировать срабатывание взрывателя «самостоятельно».

Кроме того, для нормального функционирования боевой части, крайне капризной из-за большого количества электроники, требовалась температура в пределах 5-20 градусов по Цельсию. С учетом того, что наши подлодки нередко бывали за Полярным кругом, требования выглядели предельно тяжелыми.

Несмотря на это, уже в апреле 1955 года на Новой Земле были проведены испытания боевой части новой торпеды. Подорвали ее в море, на глубине порядка 12 метров. Использовали ослабленный заряд, мощность которого не превышала трех килотонн. Следует отметить, что боеголовка, которой оснащалась «кобальтовая» торпеда Т-15, в реальных условиях не испытывалась никогда. И это понятно: мощность «изделия В», оно же «Кузькина мать», не превышала 60 мегатонн. Испытывать заряд в два раза мощнее инженеры и военные просто не решились.

Кстати говоря, в не столь далеком прошлом наша страна разрабатывала новую МБР на основе ракеты «Протон», мощность которой должна была превышать… 150 мегатонн. Но даже этот проект дальше чертежей не прошел из-за своей предельной мощи. До сих пор никто не может подтвердить или опровергнуть возможность возникновения неконтролируемой цепной термоядерной реакции при испытании оружия такой мощности.

Государственные испытания

Государственные испытания преемницы Т-15 были начаты в 1957 году. Согласно их программе, было запланировано три этапа: один выстрел «болванкой», второй – полноценной боевой торпедой, но без атомной начинки, третий – реальный подрыв Т-5 с ядерной боевой частью.

Все этапы прошли удачно, но выявили массу проблем, включая некоторое отклонение снаряда от курса, а также некоторые неполадки в системах управления. Несмотря на это, все негативные моменты были малозначимыми, программа по созданию ядерных торпед наконец-то завершилась успехом.

Конец истории

На вооружение их приняли в 1958 году. Выпускали их ограниченной серией в городе Алма-Ате. Но уже в 1960 году производство было полностью свернуто. Причин было много. Во-первых, «галопирующая» разработка (всего пять лет) не могла сказаться на ходовых качествах, которые были заметно ниже, нежели чем у тех торпед, которые уже стояли на вооружении. Во-вторых, именно в 1960 году в войска начали поступать специальные серийные 533-мм торпеды, в которых можно было использовать ядерную боеголовку. Именно из-за этого разработка специального оружия такого типа была свернута.

При этом торпеда Т-15, характеристики которой мы описали, а также Т-5, дали советской науке множество ценнейшей информации, которая впоследствии неоднократно использовалась при создании специальных боеприпасов.

Комментарии