Театр кукол Большой, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 10. Спектакли, отзывы

Большой театр кукол (СПб) считается старейшим в России. Он был основан 16 мая 1931 года. Именно тогда зрители увидели первую пьесу под названием «Инкубатор».

История

Началась она еще в маленьком домике, расположенном на Поклонной горе. Однажды пятеро друзей, среди которых было три актера, решились на создание собственного театра. Это были артисты Н. Комин, А. Гак и А. Гумилев, художник В. Комин и музыкант М. Аптекарь, которые были просто влюблены в волшебное искусство, создаваемое при помощи кукол. Поначалу их приютили в Доме коммунистического детского воспитания в Смольнинском районе, расположенном на проспекте Володарского. Постепенно театр для детей рос, объединяя вокруг себя талантливых актеров и набирая силу. В 1939-м заведение, которое тогда называлось Вторым ленинградским, получило статус государственного. Спустя год оно переселилось в здание на улице Некрасова, 10. Большой театр кукол, адрес которого с тех пор не менялся, и сегодня расположен в бывшем доходном доме А. Бурцева, построенном еще до революции архитектором Володихиным.

Развитие

С 1932 по 1948 год театр кукол Большой возглавлял ученик Мейерхольда, выпускник Школы русской драмы Савелий Шапиро. С приходом этого режиссера и рецензента началась уже профессиональная эпоха. В репертуаре были не только постановки, посвященные современным тематикам, но и инсценировки из русской и зарубежной классики, перестроенные для детского восприятия. Наиболее значительными работами С. Шапиро стали «Каштанка» (1935 и 1945 гг.), «Бевронский луг» (1937 г.), а также «Аладдин и волшебная лампа» (1940 г.) и «Аленький цветочек», поставленный уже после окончания войны.

Тяжелые годы

Великая Отечественная война явилась большим испытанием для всех ленинградцев. Разделил участь блокадников и этот театр для детей. На грузовике, в кузове, сколоченном своими силами, коллектив через Ладогу вывез оставшихся в живых актеров и всех кукол в далекую Сибирь. Здесь он выступал не только с представлениями, предназначенными для детей, но и с сатирическими спектаклями для более взрослого населения. Играть приходилось в госпиталях и в ангарах аэродромов, на заводах и на кораблях. Дважды театр кукол Большой побывал и в родном блокадном Ленинграде. Под обстрелами актеры добирались до Кронштадта, чтобы выступить перед моряками.

После войны

Театр кукол Большой одним из первых возвратился в Ленинград из эвакуации, открыв послевоенный сезон "Аленьким цветочком". Это был уже сложившийся творческий коллектив, имеющий четкую эстетическую программу и высокопрофессиональную труппу. Имена ведущих актеров - Альперовича, Киселевой, Кукушкина, братьев Корзаковых - вошли в историю. Эпоху Шапиро, который скончался в 1948 году, завершил поэтический спектакль «Сказание о Лебединце-городе». С 1949-го театр кукол Большой возглавил Михаил Королев. Его самыми известными работами для детей стали «Сказка о царе Салтане», «Дикие лебеди», «Руслан и Людмила», «Горящие паруса», «Иван – крестьянский сын» и «Дюймовочка», а также «Конек-Горбунок». С 1954 года театр кукол Большой в свой репертуар включил и инсценировки для взрослых.

Спектакли

В 1957 году впервые в нашей стране на кукольной сцене была поставлена взрослая проза. Спектакли «12 стульев», «Золотой телёнок» были удостоены дипломов 1-й степени. В 1958-м театр получил бронзовую медаль «За куклы» в Брюсселе. Спектакль «Прелестная Галатея» С. Дарваша и Б. Гадора имеет на своем счету более тысячи представлений. В 1959 году Королевым была создана самая первая кафедра театра кукол, которая воспитала плеяду талантливых режиссёров и профессиональных актеров-кукольников.

С 1965-го по 1986 год театр кукол Большой возглавлял Виктор Сударушкин. С именем этого режиссера связано много крупных достижений. Он был самым молодым художественным руководителем в СССР - ему было всего двадцать восемь лет. Наиболее значительными работами Сударушкина стали «Слоненок» Киплинга, «Неизвестный с хвостом» и «Мальчиш-Кибальчиш», а из взрослого репертуара - «Несусветная комедия», «Похождения бравого солдата Швейка», «Любовь, любовь…», «Клоп», «До третьих петухов» Шукшина, «Иностранец в Риме» по Зощенко.

После смерти этого талантливого режиссера театр возглавляли друг за другом Владимир Маслов, академик А. Белинский, В. Богач, Алла Полухина, ученица Товстоногова. Последняя поставила много спектаклей по детской классике, таких как «Лисенок», «Синяя птица», «Соловей», «Три поросенка» и др. Но к сожалению, был утрачен взрослый репертуар, которым так гордился Большой театр кукол (Петербург).

Сегодня

С 2006 года главным режиссером становится Руслан Кудашов - режиссер и профессиональный актер, создавший в свое время «Потудань». Он известен своими работами не только в нашей стране. В 2005-м Большой театр кукол показал премьеру - спектакль «Вий» в постановке Кудашова, тем самым восстановив традицию иметь на своей сцене репертуар, предназначенный для взрослых. За несколько лет БТК побывал во многих странах, где удостаивался самых высоких наград. В том же 2006-м он вместе с Санкт-Петербургской госакадемией театрального искусства объявил о создании курса-студии, откуда выпускались артисты театра кукол. Эта мастерская существует и по сей день, а ее спектакли обогащают взрослый репертуар, который в свое время утратил Большой театр кукол.

Афиша

Помимо студенческих постановок здесь можно увидеть взрослые работы многих режиссеров - «Холстомер» Кудашова, «Тойбеле и ее демон» Бызгу, «100 оттенков синего» Туминой и т. д. В афише театра - много новых названий и для детей, например «Маленький принц», «Щелкунчик, или Рождественские видения Мари Штальбаум», «Большое путешествие Елочки», «Сказка для непослушных медвежат» и др. В настоящее время здесь идет двадцать два спектакля для маленьких зрителей и девять для взрослых.

Нужно сказать, что билеты имеют разную стоимость. За детские постановки нужно платить от двадцати до четырехсот пятидесяти, а за взрослые – до тысячи пятисот рублей, в зависимости от выбранного в зрительном зале места.

Отзывы

Все те, кому посчастливилось побывать в Большом театре кукол, в один голос утверждают: все было настолько интересно, что маленьких детей до сих пор, когда они рассказывают о спектаклях, переполняют эмоции. Практически все постановки сделаны на высшем уровне. Особенно впечатляет разговор актеров со зрителями, проходящий на языке рук. Многие зрители говорят, что были просто потрясены тем, как может человек обладать такой пластикой. Каждый номер в спектакле - это отдельное произведение искусства. Практически все, и дети, и взрослые, судя по отзывам, получают огромную порцию позитива, поэтому приходят в Большой театр кукол еще не раз. Уютный компактный зал и мягкие кресла создают ощущение теплой домашней обстановки.

Много отзывов и о работе режиссера-постановщика. Большинство считает его очень талантливым, а его находки и решения – удивительными, заставляющими улыбаться даже маленьких.

Не перестают зрители восхищаться и актерами, особенно их умением изменять свои голоса. Один и тот же талантливый кукловод может озвучивать и маленькую лисичку, и огромное злое чудовище. А его ловкие пальцы позволяют оживлять улыбки на лицах сказочных персонажей и на милых мордочках лесных зверюшек.

Красочные костюмы, профессиональное музыкальное сопровождение и, конечно, удивительное мастерство артистов позволяют зрителям на короткое время спектакля погружаться в удивительный мир театра и забывать о проблемах. Многие из тех, кто побывал в БТК в Санкт-Петербурге, настоятельно рекомендуют посетить его всем, кто еще здесь не был.

Комментарии