Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): председатель, депутаты
Как и каждое государственное образование внутри Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) использует свое право на самоуправление. Одним из путей выражения этого права является наличие собственного законодательного органа, коим выступает Государственное Собрание (Ил Тумэн). Данный институт решает ряд важных задач, которые гарантируют выполнение функций самоуправления на территории данной административной единицы. О полномочиях, этапах развития и составе парламентского органа Ил Тумэна мы поговорим ниже.
История формирования и развития
Для начала давайте узнаем, как был создан Ил Тумэн. Якутия до 1991 года входила в состав РСФСР и называлась Якутской АССР. В конце 1991 года территориальное образование получило государственный статус и свое нынешнее наименование - Республика Саха. Тогда же был избран первый президент Якутии.
А вот законодательный орган республики возник гораздо позже, только в 1993 году. С тех пор Ил Тумэн имел пять созывов, а последние выборы в него проводились в 2013 году.
Располагается здание республиканского парламента в центре столицы Республики Саха, городе Якутске, на улице Ярославского.
Задачи и полномочия
Задачи и полномочия Ил Тумэна оговорены в Конституции Республики Саха.
Главной задачей парламентской структуры Якутии является создания законодательного базиса развития республики, а также контроль за его выполнением государственными структурами.
В полномочия Ил Тумэна входит принятие и внесение различных изменений и поправок в Конституцию республики, а также принятие других законов, действующих на территории данного субъекта федерации. Руководство бюджетным процессом внутри региона, принятие бюджета и контроль за его реализацией также возложены на местный парламент.
Государственное собрание Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) имеет право высказывать недоверие правительству и президенту региона. Назначаемый президентом России глава Якутии должен в обязательном порядке получить одобрение местного парламента. В обратном случае глава РФ вынужден будет внести другую кандидатуру регионального лидера на рассмотрение Государственного Собрания.
Кроме того, исключительно парламент имеет право решать вопросы относительно территориальных границ Якутии, назначать мировых судей, устанавливать порядок проведения местных референдумов и выборов и т. д.
Структура парламента
Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) является однопалатным парламентом. Он состоит из семидесяти депутатов, которые избирают из своего числа председателя и трех его заместителей.
Для более продуктивной работы депутаты создают 14 профильных комитетов: бюджетный, контрольный, по аграрной политике, по делам семьи и молодежи и т. д. Кроме того, существует регламентная и мандатная комиссия.
Председатель и его заместители
Председатель Ил Тумэна избирается простым большинством депутатов. В его задачи входит руководство данным парламентским органом и представление его во взаимоотношениях с другими организациями и структурами. В настоящее время с октября 2013 года обязанности председателя выполняет депутат А. Н. Жирков. Он является уроженцем Якутии и представляет партию «Единая Россия». Был депутатом местного парламента всех созывов, а ранее занимался преподавательской деятельностью. До октября 2013 года должность председателя занимал однопартиец Жиркова - В. Н. Басыгысов.
Кроме того, председатель имеет трех заместителей. Первым замом на данный момент является А. А. Добрянцев. Два остальных заместителя – В. Н. Губарев и О. В Балабкина. Первый заместитель выполняет обязанности главы, когда по каким-либо причинам отсутствует председатель. Ил Тумэн даже в этом случае не прекращает работу.
Депутатский корпус
Как было сказано выше, депутатский корпус состоит из 70 депутатов. В настоящее время 52 из них состоят во фракции «Единая Россия», 9 – во фракции партии «Справедливая Россия», ещё 5 – в КПРФ. В целом состав Государственного собрания Якутии довольно лоялен к действующему Правительству Российской Федерации.
Среди парламентариев пятого созыва следует отметить такие имена, как А. А. Акимов, М. С. Габышев, С. С. Иванов, С. А. Ларионов, Д. В. Саввин. Все это довольно известные депутаты. Ил Тумэн представлен и другими достойными парламентариями.
Депутаты Государственного Собрания не только принимают решения по региональным вопросам, но и участвуют в обсуждении задач всероссийского масштаба. Более того, некоторые из них даже появляются на международной арене. Так, лидер регионального отделения КПРФ Виктор Губарев, который одновременно является заместителем главы Государственного Собрания Республики Саха, летом 2015 года был с официальным визитом в непризнанной республике ДНР. После поездки он призвал Россию признать государственный суверенитет ДНР и ЛНР.
Порядок выборов
Выборы в Ил Тумэн происходят один раз в пять лет. В последний раз они проводились в сентябре 2013 года, а до этого состоялись в 2008 году.
Согласно действующему законодательству, половина депутатов регионального парламента, то есть 35 человек, избираются по одномандатным округам. В данном случае избиратели голосуют за конкретного человека. Другая половина членов Государственного Собрания выбирается согласно спискам избирательных объединений и блоков. В этом случае избиратели голосуют за партийную организацию или блок. На основании общереспубликанских результатов, каждый блок, преодолевший на выборах определенный барьер, получает количество мест в парламенте пропорционально числу отданных за него голосов. Депутаты делегируются избирательным объединением или партией согласно ранее оглашенному списку. Приоритет имеют те кандидаты, которые располагаются в начале списка.
Избираться в депутаты Республики Саха может любой гражданин России, достигший 21-летнего возраста и имеющий избирательное право. Избирательное право имеют лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие российское гражданство и регистрацию в любом населенном пункте Республики Саха (Якутия).
Очередные выборы в Ил Тумэн пройдут в 2018 году.
Деятельность на всероссийском уровне
Государственное Собрание Якутии, как и любой региональный законодательный орган, имеет право участвовать в решении общероссийских вопросов. В данном виде деятельности Ил Тумэн может принимать участие как организация. Либо же инициатива может исходить от отдельных депутатов.
В частности, Государственное Собрание Якутии имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Кроме этого, Ил Тумэн назначает одного своего представителя в Совет Федерации.
Текущая деятельность
В настоящее время Ил Тумэн решает целый ряд важных вопросов, которые играют значительную роль в дальнейшем развитии Якутии.
В частности, сейчас происходит активное обсуждение планируемого изменения и дополнения Конституции Республики Саха. Данные поправки будут касаться уточнения наименования республики на якутском языке, процедуры назначения прокурора, работы Конституционного суда, а также некоторых других вопросов.
Кроме этого, Ил Тумэн принимает активное участие в обсуждении и внесении поправок в федеральный законопроект о выделении «дальневосточного гектара» каждому жителю Дальнего Востока или желающему туда переехать. Своей активной позицией по данному вопросу Государственное Собрание Якутии выгодно отличается от других региональных законодательных органов России.
Значение Государственного Собрания Якутии
Трудно переоценить то значение, которое имеет Государственное Собрание Республики Саха для самоуправления региона, а также обозначения государственности данной территории. Именно на плечи Ил Тумэна во многом возложена ответственность за развитие Якутии и благосостояние её населения. Государственное Собрание Якутии решает множество экономических, организационных, социальных и культурных вопросов, имеющих первоочередное значение для региона.
Кроме этого, на Ил Тумэн возложена обязанность представлять Республику Саха на федеральном уровне. Данные полномочия он реализует через представительство в Совете Федерации, а также через возможность законодательной инициативы в Федеральном Собрании.
Как видим, функции и полномочия Государственного Собрания Республика Саха довольно объемные и многогранные, что свидетельствует о большом значении данного законодательного органа как для Якутии, так и для Российской Федерации в целом. Радует то, что, в отличие от многих других региональных структур России, данный орган исполняет свои задачи не формально, а со всей полнотой ответственности, принимая живое участие в решении вопросов местного и всероссийского масштаба.