Опорные слова: что это такое и чему способствует применение методики составления рассказов по опорным словам
Каждый текст - это последовательность предложений, имеющих логическую и смысловую связь между собой. Предложения состоят из слов, и именно слова определяют смысл всего текста и отдельных предложений. Но в каждом тексте есть особые - опорные - слова. Что это такое и в чем их особенность, рассмотрим на примере детских сказок. Почему именно детских сказок? Потому, что тема "Опорные слова" является частью школьной программы второго класса общеобразовательной школы.
Опорные слова - что это такое
Если в сказке вычеркнуть все прилагательные, она потеряет свои краски, лишится эмоций. Но смысл все равно сохранится и будет понятен даже ребенку. Затем можно вычеркнуть все повторяющиеся слова, оставив только по одному, исключить все слова, относящиеся к служебным частям речи.
Урок как сказка
Дети легче запоминают информацию, которая преподнесена им в игровой форме. Поэтому объяснить ученикам тему "Опорные слова", что это такое, научить их определять тему повествования и выделять опорные слова в тексте на уроке, построенном как сказка, - отличная идея, которая увенчается успехом. Можно рассказать детям сказку о том, как злой маг заколдовал сказки и почти все слова превратились в каменные глыбы.
Дети с радостью вовлекутся в такую игру. Каждый ребенок готов сразиться со злым волшебником и сделать все возможное для победы добра над злом. К окончанию урока класс наполнится настоящим волшебством - дети научатся снимать злые чары со сказок. "Сказочный" урок позволит детям легко усвоить понятие "опорные слова", что это такое и как при помощи опорных слов составлять рассказы на заданную тему.
Цели урока по изучению опорных слов
Изучение любой темы в программе начальной школы преследует три основные цели - образовательную, развивающую и воспитательную. Достижение воспитательной цели целиком и полностью зависит от примера, на основе которого будет изложен материал урока. Например, если основой изложения новой темы станет произведение изобразительного искусства или музыкальное произведение, то можно смело утверждать, что учитель старается привить детям любовь к искусству. Например, он может продемонстрировать ученикам картину известного художника и попросить назвать, что они видят на картине. Картина должна быть понятна детям этой возрастной категории. Можно выбрать пейзаж, как на картине И. Левитана "Золотая осень".
Все же, основная цель - образовательная. В ходе урока дети должны научится определять тему повествования по опорным словам, составлять рассказ на основе опорных слов, определять межпредметные связи. Составить рассказ по опорным словам - работа творческая. Она развивает память, внимание, креативность мышления, речь.
Падежные окончания и опорные слова
Но не нужно путать опорные слова для составления рассказа на заданную тему со словами, которые помогают запомнить правильное написание безударных падежных окончаний существительных разных склонений.
В русском языке кроме того, что существительные изменяются по родам и числам, они изменяются и по падежам. И часто так случается, что окончание существительного безударное, поэтому на письме могут возникнуть определенные трудности с написанием таких имен существительных в разных падежах. Но не стоит отчаиваться, на помощь придут опорные слова для проверки правильности написания слов. Секрет прост: существительные одного склонения в одних и тех же падежах имеют одинаковые окончания.
Шаг 1 | определи склонение |
Шаг 2 | определи падеж |
Шаг 3 | вспомни окончание для слова в этом падеже и склонении |
Шаг 4 | проверь написание окончания опорным словом |
Если просклонять опорные слова по падежам, то обнаружится приятная закономерность - в родительном, творительном, дательном и предложном падежах у них окончание ударное. Опорные слова нужны только для существительных первого и второго склонения. Например, для первого склонения в качестве опорного подойдет слово "земля", а для второго - "ведро".