Великий Новгород: герб. Великий Новгород: что означает современный герб города?
Самые древние летописные источники утверждают: когда варяжский князь Рюрик пришел править на земли древних славян, там уже стоял Великий Новгород. Герб этого города – источник настоящих загадок и несоответствий, над решением которых бьются многие поколения краеведов и историков.
Печати Новгородской республики
В различных печатях, которые использовались для скрепления торговых соглашений новгородских купцов с иноземными торговцами и для утверждения договоров и постановлений новгородской республики, использовались пять основных изображений: Иисус Христос, всадник, пеший воин, зверь и птица. Среди них нет тех символов, которые содержит современный герб Великого Новгорода – трон, два медведя, рыбы.
Впервые похожие изображения появляются после окончательного присоединения Новгорода к Московскому государству во времена Ивана Грозного в виде изготовленной в 1565 году по велению царя печати новгородского наместника. В этом виде она вошла и в Большую государственную печать Ивана IV. Она описывается как «место», на нём – посох, с одной стороны – медведь, с другой – рысь, внизу – рыба. «Местом» в ней называется вечевая «степень» – трибуна со ступенями, с которой обращались к народу во время общегородских собраний Новгородской республики.
Различные трактовки
Сложная и необычная символика, которую содержит герб Великого Новгорода, имеет несколько различных толкований. Не всех исследователей устраивают общепринятые объяснения, что появление медведей связано с существованием среди язычников, живших на новгородских землях, культа этого зверя, а рыбы символизируют древние промыслы людей, живших на берегах Ильмень-озера, и богатство его вод разной живностью.
Известно мнение, что символы, изображенные на печати Ивана IV, это угроза московского царя вольнолюбивым новгородцам. Посох, положенный на вечевую трибуну, означает верховенство центральной власти московского самодержца над республиканскими устремлениями горожан. Дикие звери по бокам олицетворяют силу московского князя и карательные меры, ожидающие непокорных. Рыбы символизируют воду, куда будут брошены те, кто посмеет бороться за независимость. По другой версии, рыбы как символ Иисуса – это свидетельство поддержки царской власти со стороны высших сил.
Вскоре после появления Большой печати Ивана Грозного произошли события, по мнению некоторых подтверждающие правоту тех, кто так трактует новгородский герб. Великий Новгород был обвинен московским царем в измене и подвергнут жестокому усмирению.
«Титулярник» Алексея Михайловича
В знаменитых памятниках русской геральдики XVII века происходит окончательное видоизменение новгородской символики, которое привело к появлению окончательного классического варианта. В росписи печатей царя Алексея Михайловича герб Великого Новгорода похож на печать времен Ивана IV, но рысь в нём исчезла, замененная на второго медведя.
Сборник геральдических символов, который был преподнесен отцу Петра I – «Титулярник» 1672 года – впервые показывает полный набор составляющих новгородского герба. Ступенчатая трибуна трансформировалась в трон, на котором лежат скипетр, крест и подсвечник, его окружают два медведя, внизу – две рыбы. Этот вариант отличается от современного только разворотом трона (в три четверти). Герб Великого Новгорода в «Знаменном гербовнике» Миниха (1730) показывает трон как и сейчас – в анфас.
Исторический герб времен Екатерины
Административная реформа императрицы Екатерины II, в ходе которой произошло формирование губерний и наместничеств, была поддержана реорганизацией геральдического дела. Государственная символика была приведена в соответствие с требованиями гербоведческой науки и обрела единообразие. Герб Великого Новгорода, описание которого было высочайше утверждено 16 августа 1781 года, принял вид, считающийся классическим.
При этом он загадочным образом не избежал ошибок. Согласно геральдическим законам, цвета, используемые в гербах, делятся на два вида, называемых тинктурами: металлы и эмаль (финифть). К первым относятся золото и серебро, ко вторым – червленый (красный), лазурь, чернь, пурпур, зелень и некоторые дополнительные цвета. Важнейшее правило тинктур не допускает размещение металла на металл, финифти на финифть, а исключения должны быть четко обоснованы. Описание герба 1781 года не содержит таких объяснений, хотя золотой трон располагается в серебряном поле.
Метаморфозы эпохи перемен
Советская геральдика исключала из гербов любые намеки на монархические и религиозные символы. Не избежал переработки и герб Великого Новгорода. Фото городской символики тех времен показывают, что с неё был убран царский трон с размещенными на нем скипетром и крестом. Два медведя располагались по обе стороны от цифры 859, означающей официальный год основания города. Правило тинктур теперь соблюдалось, но герб терял связь с многовековой историей древнего города.
Воссоздание исторических геральдических символов началось по всей стране с началом новой российской истории. Получил их и Великий Новгород – герб и флаг были разработаны на основе классического варианта XVIII века. При этом опять не обошлось без затруднений: в 2006 году был утвержден вариант, почему-то лишенный изображения рыб в нижней лазоревой оконечности щита. Лишь в 2010 году рыбы по требованию новгородцев были возвращены на герб города, и он обрел канонический, исторический облик, сохраняющий в себе прежние загадки и тайны.