Признаки государственного органа и понятие

Государственный механизм, как сложная система народовластия, определяет важное место каждому отдельному элементу, которым выступает государственный орган. Процессу управления страной свойственна предметно-материальная составляющая, которой удалось найти свое воплощение в инструментах власти, включенных в главный аппарат администрирования и координации государством.

Место госорганов в изучении юридических наук

Признаки государственного органа пропорциональны основной задаче и цели его функционирования. Поскольку именно с его помощью и происходит управление государством, проблемы существования всей системы государственных органов, как жизненно необходимого механизма, изучаются в рамках нескольких юридических наук.

В частности, теория государства и права обозначает понятие и признаки государственного органа, акцентируя внимание непосредственно на его сущности в качестве инструмента реализации власти в стране. Такая отрасль юриспруденции, как административное право, отдает внимание рассмотрению структуры исполнительных органов, их правоотношений с гражданами, сферы полномочий и компетенции.


В институте гражданского права понятие и признаки государственного органа предопределены правоотношениями имущественной природы, где отдельный элемент государственного механизма рассматривается, как юридическое лицо.

Принципы функционирования органов государства

Так же, как и любая организация, структурные единицы аппарата государственного управления представляют собой человеческий коллектив, осуществляемую каждым его представителем профессиональную деятельность, установление общих целей и достижение их по разработанному регламенту. По сути, данные признаки государственного органа можно по праву отнести к принципам функционирования всех учреждений, независимо от формы собственности. Поскольку кроме общих признаков, именно государственный аппарат обладает специальными показателями, это и выделяет органы державного управления среди всех организаций.

Государственный орган, понятие, признаки, виды которого обусловлены политико-правовой направленностью страны, как таковой, является организацией, представляющей общественные и общемасштабные интересы государства. Отсюда выступает и надобность законного регулирования, устанавливающего модель функционирования и конкретное положение отдельного органа.

Предназначение государственного органа

Большинство авторов и публицистов в научной юридической литературе указывают следующие характерные черты, присущие отдельным составляющим госаппарата (т.е. специфические признаки государственного органа).

Только государственный орган способен осуществить задания, поставленные перед ним государством. Особенности державных структур, в первую очередь, вытекают из их социального предназначения, а затем и из своеобразия процедуры формирования, избрания. Например, Конституция РФ гласит о том, что Президент РФ является гарантом не только действующего законодательства, но и соблюдения в соответствии с ним прав и свобод граждан на всех общественно-политических уровнях.

Регламентированный порядок формирования госструктур

Образование конкретной государственной структуры в обязательном порядке сопровождается утвержденными положениями и правилами. Как правило, Конституция и принятые в соответствии с ней нормативно-правовые акты, приказы и распоряжения уполномоченных органов устанавливают тот самый регламент появления государственного органа и наделения его конкретными функциями. Согласно Конституции РФ, присвоение властных полномочий вне прохождения должной процедуры формирования органа, является наказуемым.

Властные полномочия государственных органов

Признаки органа государственной власти, в отличие от основных характеристик организации, содержат такую позицию, как наличие государственно-властных полномочий.

Благодаря особой форме осуществления деятельности, данная категория складывается из нескольких подпунктов, взаимосвязанных между собой, среди которых:

- полномочие на прямое решение вопросов, касаемых общественных и государственных интересов внутри страны;

- законодательное право (полномочие на составление, утверждение и издание нормативно-правовых и подзаконных актов, обязательных для выполнения другими органами государства, местными властями, самоуправлением, отдельными должностными лицами, общественными объединениями, гражданами страны и иностранцами; документов, которым свойственна индивидуальность действия);

- право на осуществление законных действий, имеющих правовое значение (выдача справок, регистрация юридических фактов и т. д.).

Так же, как и основные признаки государственного органа, обеспечение исполнения законодательных актов и подзаконных нормативно-правовых документов, в том числе, с помощью инструментов государственного принуждения, и контроль над ним, служит его характерной особенностью.

Компетенция государственных органов

Понятие «компетенции» государственного органа выступает здесь составным элементом, в пределах которого он осуществляет свои полномочия.

Это комплекс прав и обязанностей в определенной сфере деятельности. Государственный орган, понятие, признаки, виды которого играют в данном вопросе решающую роль, и предметы его ведения определяют соответствующие функции для полноценной организации государственной властной деятельности.

Кроме того, каждому государственному органу свойственна постановка конкретной задачи, выполнение которой и предназначает дальнейшие направления деятельности, специфику осуществления собственных функций, прав, обязанностей. Все это можно свести воедино в конкретную организационно-правовую форму деятельности.

Деятельность органов власти, утвержденная на государственном уровне

Такие признаки органа государственной власти нашли свое отражение в главном законе РФ – Конституции, множестве федеральных законов, президентских указах, подзаконных актах. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно обратиться к статье 99 Конституции Российской Федерации, которая определяет Федеральное Собрание в качестве регулярно действующего органа. Затем, регламент определяет порядок и организационные моменты работы Государственной Думы и Совета Федерации. Известно, что сессия – единственная форма деятельности каждой палаты Федерального Собрания. Также установлено на законодательном уровне и значение Правительства, судебных органов.

Понятие органов государственной власти, признаки каждого из них, не могут идти вразрез с общим определением термина «государство». Поэтому ничего нет удивительного в том, что характерным свойством данных структур является ответственность.

Отличия госорганов от остальных государственных организаций

Перечислив несколько основополагающих признаков государственного органа, можно сформулировать его значение. По сути, это часть госаппарата, механизма, действующая от имени державы, наделенная обозначенным объемом полномочий в рамках компетенции? и реализующая руководящие функции в предопределенной области общественных отношений. При этом форма и методы осуществления данной деятельности являются специфическими и свойственными лишь данному органу.

Вышеописанные признаки органов государственного управления позволяют полагать, что государственным органом являются далеко не все учреждения, предприятия и организации. Несмотря на то, что все они могут иметь государственную форму собственности, друг от друга их отличает существенная разница. В первую очередь, предприятия не могут называться органом государства, поскольку ни одно из них не наделено государственно-властными полномочиями. Любая организация является прямым объектом, на которую распространяются полномочия органов власти.

Местное самоуправление и государственные органы

Признаки государственного органа имеют некоторую схожесть с органами местного самоуправления. Действуя на территории России и функционируя наряду с органами государства, местное самоуправление наделено особыми полномочиями в силу специфической правовой природы. В механизме госаппарата данная система не участвует. Однако черты государственных органов, описанные выше, во многом совпадают с признаками местных негосударственных органов. В частности, порядок формирования и образования их обозначается регламентом, обусловленным также задачами и интересами государства.

Реализующие свою деятельность в конкретной организационной форме, и обладающие некоторыми властными полномочиями, органы самоуправления нельзя назвать представителями власти. При этом их наличие необходимо, поскольку качественного самостоятельного управления на местах без него добиться не удастся.

Комментарии