Анализ безубыточности предприятия. Анализ безубыточности производства
Анализ безубыточности – это процесс, благодаря которому предприятие может принять решение относительно того, сколько требуется изготовить и реализовать готовой продукции. Это позволяет определить, когда можно перекрыть статью расходов.
При регулярном анализе данных показателей можно сохранить свое положение на рынке товаров и услуг и уверенно чувствовать себя в конкурентной среде. И это поможет организации не только остаться на плаву, но и подняться в среде других фирм.
Безубыточность
Для проведения анализа безубыточности понадобится иметь список показателей организации, которые относятся к основным. Первым делом необходимо максимально точно идентифицировать обязательные и периодические затраты. Должны быть включены расходы на выплату налогов, покупку сырья и материалов в цех, для изготовления продукции, оплаты труда сотрудников, работы оборудования, рекламных кампаний, упаковки готовой продукции, оплаты коммунальных счетов, аренды земли или помещения и многое другое.
В процессе анализа безубыточности происходит сравнение всех расходов с доходами от продажи товаров и услуг. Цель заключается в том, чтобы выбрать определенный период, рассчитать размер дохода от продаж, произвести расчет всех расходов и сравнить, способны ли доходы полностью покрыть статью расходов. При правильном расчете будет наглядно заметно, сколько единиц товара за определенный срок нужно изготовить для покрытия затрат. Также можно рассчитать, сколько товара нужно изготовить, чтобы не просто выйти в ноль, а получить прибыль.
Проводить анализ безубыточности бывает даже выгодно по некоторым причинам:
- возможность делать прогнозы;
- после получения результата можно вносить корректировки в процесс работы;
- можно выпускать новые товары, используя старые показатели;
- можно использовать как отправную точку и делать прогнозы.
Безубыточность предприятия
При ведении деятельности организации собственник бизнеса должен знать ситуацию с финансовым положением своего производства. Подобные знания многие склонны относить скорее к предположениям, чем к достоверным расчетам. Большинство предпринимателей полагаются на свою интуицию, выдвигают предположения и догадки. Весь анализ проводится на основе расчетов денежных средств из кассы. Редко какие предприниматели делают анализ безубыточности предприятия. Некоторые при этом разрабатывают бизнес-проекты. Данные полученные на его основе не будут являться достоверными, так как все бизнес-планы делаются по одному шаблону, и используются они для привлечения инвесторов. Такие ошибки склонны допускать небольшие предприятия, гораздо реже они встречаются у средних компаний. Многие считают, что анализ безубыточности предприятия – это инструмент, который работает исключительно с финансами, а работать с ним могут только грамотные экономисты и бухгалтеры с опытом работы. Но это совершенно не так. Таких расчеты требуются предпринимателям, тем людям, которые отвечают и несут ответственность за все решения.
Безубыточностью является финансовое положение, при котором затраты организации могут быть полностью компенсированы изготавливаемой и реализуемой продукцией. Размер прибыли в таком случае равняется нулю. В ходе анализа должны быть получены ответы на вопросы:
1. Какой размер дохода нужно иметь, чтобы все затраты можно было перекрыть?
2. Сколько должно быть изготовлено продукции или оказано услуг для перекрытия затрат организации?
На этом анализ не заканчивается.
Для расчета расходы должны быть разделены на две категории:
1. Обязательные расходы, которые имеются каждый месяц
2. Периодические расходы.
К обязательным расходам относятся все издержки организации, которые не зависят от предоставляемых услуг.
Сюда можно отнести все затраты, которые являются постоянными каждый месяц. Например, зарплата сотрудников, выплата налогов, страховых взносов, оплата коммунальных счетов и многое другое.
К периодическим относят все затраты, которые полностью связаны с производством. Например, покупка необходимого материала и сырья, расходы на транспортировку, оплата труда сотрудников, которые работают сдельно. Сюда можно отнести все затраты, которые необходимы для изготовления одной единицы товара.
При составлении анализа безубыточности деятельности организации учитываются данные, которые не изменяются в течение определенного времени. В действительности все иначе, и существует множество непредвиденных ситуаций, которые могут неблагоприятно сказаться на предприятии. Если собственник бизнеса желает получить точные расчеты, вплоть до копеек, то данный вариант не используется. Так как при проведении анализа можно получить зависимость того, как изменяется размер прибыли в соотношении с затратами.
При анализе безубыточности производства можно увидеть, как зависят друг от друга прибыль, чистый доход и расходы в определенный промежуток времени. Цель заключается в выяснении колебания финансов в случае варьирования активности производства.
Безубыточность – это состояние, в результате которого организация не получает прибыли и при этом не несет убытков, она работает в ноль. Для получения чистой прибыли требуется получение доходов с продажи. Прибыль выражается в количестве изготовленной продукции, которая должна быть реализована и впоследствии покрыть все расходы организации.
К задаче анализа безубыточности производства относится поиск безубыточной точки, то есть такого состояния организации, при котором можно производить минимум готовой продукции и работать в ноль – покрывать все затраты. Таким образом, в организации отсутствуют доходы и убытки. Размер полученного дохода позволяет приобрести материалы и сырье для производства и оплатить обязательные ежемесячные расходы.
Используемые в работе методы
Для проведения точного анализа и поиска критичной точки стоит знать, какие факторы могут оказывать влияние на безубыточность.
К одному из факторов можно отнести производственный объем. В тех случаях, когда показатели производства остаются неизменными и со временем не изменяются, анализ был сделан точно. Небольшой уровень говорит о том, что организация имеет успех на рынке. На уровень безубыточности могут влиять и другие факторы. Например, количество сотрудников, проведение строительных работ и многое другое.
В практике существует несколько методов анализа безубыточности, но самыми популярными являются три:
- математический;
- валовая прибыль;
- графический.
Математическим считается способ управления
Он используется для определения безубыточности организации с использованием формул. Для поиска прибыли используется множество формул, но среди них можно выделить одну, которая является на данный момент самой популярной. Выражается она следующим способом: размер прибыли можно найти после того, как из прибыли организации отнять все затраты, к которым относят обязательные и периодические расходы.
Метод для вычисления валовой прибыли еще называют маржинальным доходом. Такой способ является альтернативным в том случае, если невозможно использовать математический вариант. В этом случае принято использовать следующую формулу: для поиска маржинального дохода требуется к сумме расходов прибавить полученную прибыль.
Графический метод
Графическим методом стараются найти такую точку, которая станет безубыточной, для этого строится график. На нем отмечают доход и расходы. Каждый показатель отмечается в виде линий. Точка, в которой эти линии пересекутся, будет считаться безубыточной.
Данные метода используются для проведения исследований в определенный период времени. Для долгосрочного использования их применять не рекомендуется.
Маржинальный анализ
Для того чтобы не вести деятельности в убыток, нужно находить точку, которая является безубыточной. Идеальным вариантом считается тот момент, когда организация получает доход. Но для этого должно быть определено равновесие, при котором полученные доходы покроют расходы, и предприятие выйдет в ноль.
Все расчеты должны проводиться без НДС и налога. Это связано с тем, что бывают случаи, когда часть затрат облагается налогом, а остальная нет. Поэтому в расчетах лучше не брать в учет данные, в которых содержатся налоги, – это позволит избежать ошибок при анализе.
Для поиска необходимых данных подойдет маржинальный анализ безубыточности, при котором происходит разделение на обязательные и периодические расходы.
В процессе деятельности все расходы можно отнести к категории постоянных лишь условно. Это связано с тем, что ежегодно цены растут, следовательно, увеличиваются и постоянные расходы. Таким образом, если сложить все расходы, то получаются общие расходы. Для определения прибыли понадобится из размера полученного дохода вычесть расходы.
Если данную формулу преобразовать и участь деление расходов, то для расчета чистой прибыли понадобится из суммы прибыли вычесть обязательные расходы и периодические.
Рассчитать маржинальный доход можно в том случае, если из доходов организации вычесть периодические расходы. Полученный размер дохода требуется для покрытия обязательных расходов и доходов. Таким образом, обязательные расходы не должны превышать размера маржинального дохода. Такой доход не должен быть отрицательным. Каждый проданный товар будет увеличивать минус, в который работает на данный момент компания.
Финансовый анализ
Финансовый анализ безубыточности – способ изучения финансовых данных и деятельности компании для принятия руководящим составом.
Такие анализы проводят в специально предназначенных для этого программах. В процессе делают количественные расчеты, которые основываются на разные показатели, а также производится оценка и сравнение полученных данных с другими организациями. В финансовые анализы входит:
- анализ активов;
- платежеспособность организации;
- устойчивость на рынке товаров и услуг.
С его помощью может быть выявлен такой момент, как банкротства. Они используются банками для выдачи кредита либо главным бухгалтером при оформлении отчетности.
В основе всех финансовых анализов лежат коэффициенты. Среди них можно выделить:
1. Отношение между капиталом и активами организации.
2. Отношение активов, которые находятся в обороте, к обязательствам в определенный момент времени.
3. Уровень рентабельности капитала, находящегося в собственности.
4. Уровень рентабельности в результате продажи товаров и услуг.
Для получения всей необходимой информации, которая требуется для проведения анализа, в большинстве случаев используют данные их отчетов бухгалтера. Если нужно сделать более глубокий и детальный расчет показателей, то привлекаются данные из финансовых показателей. Для поиска точки, которая станет безубыточной, используют бухгалтерские данные и производственный учет.
Анализ проекта
Анализ безубыточности проекта является важным элементом оценки эффективности проектов. Инвестор должен иметь информацию о том, в какой момент производство будет безубыточным и сколько нужно изготовить для этого продукции. Для произведения расчетов используют периодические, обязательные и общие затраты. Из-за постоянного роста цен, от которых зависит стоимость аренды, коммунальных услуг и прочего, принято считать, что постоянных затрат быть не может. Поэтому для разных временных рамок анализ должен производиться повторно. Анализ безубыточности продукции производится только для одного наименования товара. Если цех выпускает несколько видов товаров, то расчет показателей должен быть для каждого случая индивидуальным. Стоит брать во внимание тот факт, что даже если полученные данные удовлетворяют всем предпочтениям и пожеланиям инвестора, то достаточно трудно на основании этого решить, будет проект эффективным или нет. Какие задачи преследуются в процессе анализа?
Оценка анализа прибыли и безубыточности производится только в том случае, если берется небольшой период. Также для этого должны соблюдаться определенные условия и производство организации должно существовать с ограниченной мощностью. Если выражаться другими словами, то организация не должна в этот период расширяться, устанавливать новое оборудование для работы, открывать дополнительные производства и офисы.
В таких случаях, проводя анализ безубыточности, можно решить ряд поставленных задач, например:
- найти точку, которая впоследствии станет безубыточной для организации;
- выявить, сколько должно выпускаться готовой продукции для дальнейшей продажи, чтобы эта точка была достигнута;
- какую стоимость следует установить на товары и услуги для возможности повышения спроса и получения желаемого дохода;
- какую технологию производства стоит выбрать для повышения уровня эффективности;
- предоставляется возможность сформировать план производства, который будет являться оптимальным.
Таким образом, расчет анализа безубыточности в организации считается одним из вариантов изучения спроса на товары и услуги в условиях действующей экономической ситуации в стране.
В каких условиях должен осуществляться анализ?
Для проведения качественного анализа точки безубыточности должны соблюдаться некоторые условия и соотношения. Они следующие:
- прибыль от реализации и размер периодических затрат полностью зависят от возможностей предприятия;
- уровень производительности должен оставаться неизменным;
- в период, когда производится анализ, на производстве и в организации не должны происходить никакие изменения цен на готовую продукцию и закупаемый материал;
- вся структура по выпуску продукции не изменяется;
- необходимо максимально точно определить размер обязательных и периодических затрат;
- к тому моменту, как анализ будет завершен, на предприятии не должно оставаться никаких ресурсов для дальнейшего производства, либо они должны быть в минимальном количестве.
Если в процессе буден не соблюден один из пунктов, то можно с большой вероятностью получить ошибочный результат. Если придерживаться основ анализа безубыточности, то можно сделать все верно.
Какое это имеет значение для компаний?
Поиск точки, которая является безубыточной, используется только в том случае, если планирование - краткосрочное. Если происходит поиск данной точки, то это вовсе не означает, что организация планирует осуществлять свою деятельность в ноль, без получения доходов. В большинстве случае точку безубыточности ищут только для того, чтобы наглядно увидеть нижнюю планку по реализации готовой продукции.
После того как данная точка будет вычислена, можно получить равномерный баланс между суммой доходов и всеми затратами. После этого можно иметь четкое представление, сколько еще единиц товара произвести для получения желаемой прибыли. Если все производится без ошибок, то можно выделить основные факторы, которые помогают в достижении поставленных целей. Таким образом, точка безубыточности помогает организации развиваться и получать доходы от ведения деятельности.
Каждый бизнесмен или же человек, далекий от дел финансовых, понимает, что безубыточность - залог успехов предприятия. Организация, которая не приносит прибыли, просто не может существовать, а для ее получения анализ просто необходим.