Основные принципы христианского мировоззрения

В конце X века воссиял на Руси свет православия, который принес сюда великий князь Киевский Владимир, причисленный впоследствии к лику святых как равноапостольный, то есть по величию своих деяний равный апостолам ― ученикам Христовым. Но новая религия стала для наших предков не только иной формой религиозного поклонения, принципы христианского мировоззрения в корне меняли установившиеся в то время отношения людей друг к другу и к окружающему их миру.

Религия любви

Незыблемые основы христианского мировоззрения базируются на принципах спасения и искупления, что в корне отличает их от постулатов ислама и иудаизма, где Бог представлен в первую очередь как грозный судия. На первый план в христианстве выводится милосердие Божье к человеку, созданному им по собственному образу и подобию, но в результате грехопадения повредившему в себе Божественную природу.

Христианская вера ― это прежде всего любовь к Богу, претерпевшему для спасения людей крестные муки. Результатом поисков более полного её осмысления стала появившаяся в первые века христианства система знаний, именуемая богословием, или теологией. Это не что иное, как совокупность умозрительных заключений, построенных на основе текстов, включённых в Священное Писание и являющихся, по убеждению адептов христианства, откровением Божьим.

Бог ― центр всего сущего

Христианское раннесредневековое мировоззрение полностью построено на принципе теоцентричности. Греческое слово «теос» означает "Бог". Именно с ним ― центром и творцом мироздания - соотносятся все понятия средневекового мышления. Он же лежит в основе познания, где главенствующее место принадлежит теологии, возвышающейся над философией как вторичным и чисто служебным элементом. Прочим же частным и прикладным наукам отведена роль полулегальных и не представляющих серьёзного интереса начинаний.

Христианство ― это религия монотеизма, исповедующая единого Бога. В её основе лежат два важнейших принципа, неизвестных философии языческого мира ― идея творения, ставшая фундаментом средневековой онтологии, и откровение, послужившее базой учения о познании мира. Согласно принятому в христианстве догмату, Бог сотворил мир из ничего, единственно воздействием собственной воли и благодаря всемогуществу, которое постоянно сохраняет его и поддерживает.Такая форма мировоззрения носит названия креационизма от французского слова creation - "творение".

Познание Творца мира

Важно отметить, что этот принцип отвергает идею природного начала мира и провозглашает его сверхприродным. Если боги античного мира являлись частью природы, то христианский Бог стоит вне её и над ней. В богословии для выражения этого понятия используется термин «трансцендентный Бог». В данном случае из природы изымается всякое активное творческое начало и полностью передаётся Богу. Он вечен, неизменен, является источником всего сущего в мире и ни от кого не зависит.

Несмотря на то что христианский Бог непознаваем, он тем не менее открывает человеку то, что тот способен вместить в своём сознании. Происходит это через тексты Священного Писания, толкование которых является основной задачей богопознания. Основные принципы средневекового мировоззрения строились на том, что всё сотворённое Богом хорошо и совершенно, как совершенен сам Творец. Отсюда вытекало следствие ― зло не создано Богом и не является сущностью, а лишь принимает его образ. Следовательно, миром правит добро, и это вселяло надежду на торжество добра, делая христианство оптимистичным по своей сути.

Библия ― путь к богопознанию

Все принципы христианского мировоззрения подробно излагаются в Библии, своде священных текстов, разделённых на две группы ― Ветхий Завет, излагающий историю сотворения мира и взаимоотношения Бога с людьми до прихода в мир его сына Иисуса Христа, а также Новый Завет, повествующий о приходе Спасителя и создании на земле святой апостольской церкви.

Основным назначением Библии является примирения падшего человека с Богом и указание путей, позволяющих ему ещё в земной жизни приобщиться к Царству небесному. В ней впервые в соответствии с принципам теоцентризма изложены философские представления о человеке как личности и его роли в жизни государства. Одной из важнейших идей Библии является теория предопределения как жизни отдельно взятого человека, так и всего общества в целом и соотношение этой «запрограммированности» с личностной свободой.

Два начала, лежащие в основе творения человека

Основные принципы христианского мировоззрения построены на том, что при сотворении человека в основу его было положено два существенно различных между собой начала. Одно из них материальное ― это его тело, другое духовное ― душа. Библия учит, что первое из них плотское, связанное с этим миром и зависимое от него, является низшим и малозначительным, тогда как вторая, духовная его составляющая, доминирует и делает человека личностью. Именно это и определяет отношение христианина к окружающему миру.

Причина людских страданий

Библия, являясь откровением Божьим, даёт ответ на ключевой вопрос, волнующий людей на протяжении всей истории человечества: почему они страдают и испытывают неисчислимые потрясения? Ответ на него, изложенный в Библии, сводится к греховной природе человека, разорвавшего связь с Богом.

Согласно Священному Писанию, вначале человек заключал в себе гармонию душевных и телесных сил, обусловленную его единением с Творцом. Но после известного грехопадения, будучи проклятым и изгнанным из рая, он лишился внутренней гармонии, в нём иссяк приток Божественной силы, и, как следствие, наступила деградация.

В то же время, будучи созданием Божиим, он не лишился способности поступать, руководствуясь собственной волей. Свобода выбора между добром и злом у него осталась, но в отрыве от Бога он стал пользоваться ею не во благо себе и ближним, а во вред. Это и привело к тому, что жизнь большинства людей являет собой бесконечную череду нравственных и физических страданий.

Тексты Нового Завета

О том, что было содеяно Творцом для спасения своих созданий, гибнущих в греховной тьме, повествуют четыре Евангелия, входящие в отдельную часть Библии, именуемую Новым Заветом. Написаны они были в конце I века, и тогда же последователями учеников Иисуса Христа были разработаны основополагающие принципы христианского мировоззрения, базирующиеся на главных христианских догматах.

Кроме упомянутых евангельских текстов Новый Завет включил в себя такую важную часть, как Послания Апостолов. Эти тексты, составленные ближайшими учениками и последователями Христа, стали основной идеологической и организационной базой для создания христианской церкви, со временем утвердившей себя как берущую начало от первых апостолов и получившую Божественные санкции. Именно она с момента своего образования исполняет роль представительницы Бога на земле и владеет правом толкования Божественного откровения, делая это на основании трудов святых отцов ― тех, через кого Господь открывает людям свою истину.

Ошибки в толковании Священного Писания

Справедливо отметить, что на протяжении веков не раз возникали противоречия внутри христианского мировоззрения. Святая церковь не пытается скрывать этот факт, но объясняет его тем, что в наши дни принято называть человеческим фактором. Не всегда даже признанные церковные авторитеты являются проводниками истины.

Они, как и прочие люди, подвержены тем же немощам физическим и духовным. Им также присуще свойство ошибаться, когда по тем или иным причинам внутри каждого из них слабеет глас Божий. В этих случаях возникают ложные учения. Как правило, церковь находит пути избавления от них, рассматривая мнения по спорному вопросу, возможно, большего числа богословов.

Уход в собственный внутренний мир

Несмотря на неизменность Божественного учения, принципы христианского мировоззрения за два тысячелетия претерпели определённые изменения. Они развивались и расширялись. Происходило это главным образом под воздействием церковной традиции, не являющейся в отличие от религиозных догматов чем-то раз и навсегда установившимся.

Важно отметить, что принципы христианского мышления и мировоззрения формировались в период глубокого кризиса античного мира и девальвации его общепринятых ценностей. Для многих, кто почувствовал разочарование в устройстве римской жизни, христианство стало притягательным ввиду того, что предлагало духовное спасение и уход внутрь себя от наполненного грехом внешнего мира.

Христианство противопоставляло грубым чувственным наслаждениям строгий аскетизм, а высокомерию ― смирение и покорность. Именно эти качества должны были вознаграждаться в Царствии небесном, достижение которого являлось целью земного существования. Это порождало сознание осмысленности бытия и ставило конкретную цель.

Общность всех последователей Христа

С первых дней возникновения христианских общин важной стороной их жизни было стремление приобщить своих членов к заботе не только о себе и своём благе, но и о судьбах всего мира. Их молитвы возносились о всеобщем спасении. Ещё в те давние годы начал вырисовываться христианский универсализм ― общины, находящиеся друг от друга на большом расстоянии, тем не менее чувствовали своё единство. Особую роль в этом сыграл новозаветный тезис: «Нет не эллина, не иудея», установивший равенство перед Богом всех людей, независимо от их национальной принадлежности.

Христианское учение гласит, что человек, сотворённый по образу и подобию Божию, исказил своё богоподобие первородным грехом. Сын Божий искупил грехи людей, но для этого ему потребовалось принять крестные муки. По этой причине одной из основных христианских догм стала очистительная роль страданий и любых ограничений, добровольно налагаемых на себя для искоренения зла. Церковь учит, что, побеждая зло в самом себе, человек не только исполняет Божью заповедь, но и совершает восхождение к нему, становясь ближе к Царствию небесному, уготованному ему от сотворения мира.

Возврат к духовным корням

В России христианство прошло долгий и трудный путь. Воссияв в 988 году на берегах Днепра, оно создавало духовный импульс для развития страны на всём протяжении её многовековой истории. Даже неисчислимые бедствия, обрушившиеся на Россию в XX веке, и богоборчество, возведённое в ранг государственной политики, не смогли отвратить людей от религии. Возрождение христианского мировоззрения, наступившее в период демократических преобразований, явилось закономерным итогом.

В наши дни по всей стране возводятся сотни храмов и создаются новые церковные общины. Для миллионов людей основы концепции Русской православной церкви ― документ, принятый Архиерейским собором 2000 года, - стали законом жизни. На основе его положений сегодня строится христианское мировоззрение о разводе, абортах, отношении к недееспособным членам общества и многих иных проблемах, вызывающих общественный резонанс. Такой возврат к духовным корням является глубоко отрадным фактом.

Сегодня постепенно изглаживается противоречие, в которое входили научное и христианское мировоззрение в прошедшие времена. Люди начинают понимать, что окружающий нас мир не ограничивается лишь его видимой стороной ― он широк и многообразен. И светская наука, и богословие, не вступая в конфликт друг с другом, изучают разные его стороны ― духовную и материальную. Глубокое и всестороннее познание мира ― их общая цель.

Комментарии