Сын Петра I царевич Алексей Петрович Романов: фото, биография. Дети Алексея Петровича
Наследник Петра I Алексей Петрович является одной из самых трагичных и загадочных фигур в истории династии Романовых. Из-за конфликта с отцом он бежал за границу, но был возвращен на родину, приговорен к казни и умер при невыясненных обстоятельствах в заключении.
Нелюбимый сын
Родился Алексей Петрович Романов 18 февраля 1690 года. Его матерью была Евдокия Лопухина, на которой молодой Петр женился за пару лет до появления наследника. Однако уже очень скоро у монарха появилось новое увлечение – дочь иностранного мастера Анна Монс из его любимой немецкой слободы, где правитель проводил большую часть свободного времени. Самодержец окончательно расстался с Евдокией Лопухиной в 1694 году, когда его старший сын был совсем маленьким.
Поэтому Алексей Петрович Романов никогда не знал семейной идиллии. Очень быстро он фактически стал обузой для своего отца. Ситуация усугубилась, когда Петр I выслал Евдокию в Покровский монастырь в Суздале. В то время постриг формально заменял процедуру развода. Сначала Евдокия не поддавалась уговорам мужа. Она даже попросила заступничества у патриарха Адриана. Глава духовенства действительно попытался защитить царевну от мужа, что только больше разъярило Петра. В итоге Евдокия отправилась в монастырь под конвоем. Случилось это в 1698 году, на фоне открывшегося стрелецкого бунта в Москве.
Образование
Отвратительная история с высылкой матери не могла не повлиять на Алексея Петровича. После случившегося мальчик остался на попечении своей тети, царевны Натальи Алексеевны. Отец мало занимался сыном, так как постоянно был в разъездах. Вся жизнь Петра I была посвящена государственным делам, меж тем как на семью у него не оставалось ни времени, ни желания его тратить.
У Алексея было несколько учителей. Первый из них – дьяк Никифор Вяземский - был приписан еще к шестилетнему царевичу. Он обучал мальчика азбуке, а потом и иностранным языкам. В какой-то момент Петр даже захотел отправить сына учиться в Дрезден вместе с передовой дворянской молодежью, но передумал. Вместо этого к Алексею в Преображенский дворец были выписаны немцы - Мартин Нейгебауэр и Генрих Гюйссен. Надзор за ними монарх поручил своему фавориту и правой руке Александру Меншикову.
Наследник
С годами отношения отца и его чада не становились теплее. Наоборот, в них было все больше взаимной подозрительности. Сын Петра 1 Алексей Петрович был хорошо образован, он знал иностранные языки и точные науки. Но отца огорчало то, что он не интересуется военным делом. Иногда монарх брал наследника в походы. В первый раз это случилось в 1704 году, когда отечественные войска триумфально штурмовали Нарву.
Затем, когда уже шведская армия Карла XII вторглась в Россию, царевич Алексей Петрович отвечал за подготовку Москвы к обороне в случае нападения неприятелей. Сохранились письма отца, в которых он отчитывал сына за бездеятельность и халатность. Гнев Петра был вызван и другим обстоятельством. Незадолго до того Алексей тайком ездил в монастырь к своей сосланной матери. Самодержец делал все, чтобы ограничить контакты сына и первой жены. О визите Алексея Петровича он узнал благодаря доносу своих шпионов. Сын смог умилостивить отца благодаря письмам его фаворитке и будущей императрице Екатерине I.
В Германии
В 1709 году сын Петра 1 Алексей Петрович все-таки отправился в Германию на учебу. Кроме того, отец хотел подыскать там ему иностранную невесту. До этого русские цари женились исключительно на русских женщинах, причем по происхождению они могли быть и незнатными. Такое отношение к браку было характерно для XVII века. Царь же, сделав Россию частью Европы, считал династические свадьбы важным дипломатическим инструментом. По совету преподавателя Алексея Петровича он решил организовать брак сына с Шарлоттой Вольфенбюттельской – дочерью немецкого герцога и сестрой будущей императрицы Австрии.
Однако перед тем как жениться, царевич должен был закончить образование. Широко известен эпизод, когда он после возвращения в Россию, испугавшись экзамена по черчению, выстрелил себе в руку из пистолета. Этот поступок вновь разгневал отца. Петр не только избил за это сына, но еще и запретил ему показываться при дворе. Через некоторое время монарх успокоился и помирился с чадом. В таких вспышках ярости и заключался весь характер Петра. При всех своих талантах и трудолюбии, он был деспотом, не терпевшим ослушания. Именно поэтому все приближенные самодержца были несамостоятельными фигурами. Они боялись перечить царю. Этим объясняется и та безвольность, которой отличался царевич Алексей Петрович. Он во многом стал жертвой крутого нрава своего отца.
Свадьба и дети
Несмотря на все семейные склоки и перипетии, запланированная свадьба все-таки состоялась. 14 октября 1711 года в городе Торгау произошло бракосочетание Алексея и Шарлотты Вольфенбюттельской. На церемонии присутствовал и сам Петр I. Очень скоро стало ясно, что у союза молодоженов будет очень непростая судьба. Шарлотта переехала в Санкт-Петербург, но так и осталась чужой иностранкой. Ей не удалось сблизиться ни с мужем, ни со свекром.
И хотя личные отношения супругов не сложились, свою главную династическую функцию царевна все-таки выполнила. В 1714 году у молодой пары родилась дочь Наталья, а еще через год – долгожданный сын Петр. Однако вслед за его появлением на свет мать почувствовала себя плохо. Ее состояние все ухудшалось, и через десять дней после родов царевна Наталья (так ее стали называть в России) скончалась. Сын царевича Алексея Петровича Петр через 12 лет стал императором Петром II.
Продолжение конфликта
Малолетние дети Алексея Петровича стали не единственным пополнением в царской семье. Сам правитель вслед за своим нелюбимым сыном обзавелся очередным чадом. Ребенка назвали Петром Петровичем (его матерью была будущая Екатерина I). Так внезапно Алексей перестал быть единственным наследником своего отца (теперь у того был второй сын и внук). Ситуация ставила его в двусмысленное положение.
Кроме того, в жизнь нового Санкт-Петербурга явно не вписывался такой персонаж, как Алексей Петрович. Фото его портретов показывает человека немного болезненного и нерешительного. Он продолжал исполнять государственные поручения могущественного отца, хотя и делал это с явной неохотой, что снова и снова злило самодержца.
Еще будучи на учебе в Германии, Алексей попросил у своих московских друзей прислать ему нового духовника, которому он мог бы откровенно исповедоваться обо всем том, что беспокоило молодого человека. Царевич был глубоко верующим, но в то же время очень боялся шпионов отца. Однако новый духовник Яков Игнатьев действительно был не из ставленников Петра. Однажды Алексей в сердцах сказал ему о том, что ждет смерти отца. Игнатьев ответил, что того же хотят многие московские друзья наследника. Так, совершенно неожиданно, Алексей нашел себе сторонников и встал на путь, который привел его к гибели.
Трудное решение
В 1715 году Петр отправил своему сыну письмо, в котором поставил его перед выбором – либо Алексей исправляется (то есть начинает заниматься армией и принимает политику отца), либо отправляется в монастырь. Наследник оказался в тупике. Ему не нравились многие начинания Петра, в том числе его бесконечные военные кампании и кардинальные перемены жизни в стране. Это настроение разделяли многие аристократы (в основном из Москвы). В элите действительно существовало неприятие поспешных реформ, но на открытый протест никто не решался, так как участие в любой оппозиции могло закончиться опалой или казнью.
Самодержец, поставив ультиматум сыну, дал ему время на то, чтобы обдумать свое решение. Биография Алексея Петровича имеет немало подобных двусмысленных эпизодов, но эта ситуация стала судьбоносной. Посоветовавшись с приближенными (в первую очередь с начальником Петербургского адмиралтейства Александром Кикиным), он решился бежать из России.
Бегство
В 1716 году из Санкт-Петербурга в Копенгаген отправилась делегация, во главе которой стоял Алексей Петрович. Сын Петра должен был в Дании увидеться со своим отцом. Однако, находясь в польском Гданьске, царевич внезапно поменял маршрут и фактически бежал в Вену. Там Алексей стал вести переговоры о политическом убежище. Австрийцы отправили его в укромный Неаполь.
План беглеца заключался в том, чтобы дождаться смерти тогда болевшего российского царя, а после этого вернуться в родную страну на престол, если нужно, то с иностранным войском. Алексей рассказал об этом позже на следствии. Однако нельзя с уверенностью принимать эти слова за истину, так как из арестованного просто выбивали необходимые показания. По свидетельствам австрийцев, царевич находился в истерике. Поэтому с большей вероятностью можно утверждать, что он отправился в Европу от отчаяния и страха за свое будущее.
В Австрии
Петр быстро узнал о том, куда бежал его сын. В Австрию тут же поехали верные царю люди. Главой важной миссии был назначен опытный дипломат Петр Толстой. Он доложил австрийскому императору Карлу VI, что сам факт присутствия Алексея на земле Габсбургов является пощечиной России. Беглец выбрал Вену из-за своих родственных связей с этим монархом по своему недолгому браку.
Возможно, Карл VI в других обстоятельствах и защитил бы изгнанника, но в то время Австрия воевала с Османской империей и готовилась к конфликту с Испанией. Получить в подобных условиях такого могущественного врага, как Петр I, императору совсем не хотелось. Кроме того, сплоховал и сам Алексей. Он вел себя панически и явно не был уверен в себе. В итоге австрийские власти пошли на уступки. Петр Толстой получил право увидеться с беглецом.
Переговоры
Петр Толстой, встретившись с Алексеем, стал использовать все возможные методы и ухищрения, чтобы вернуть его на родину. В ход шли добросердечные заверения, что отец простит его и позволит жить свободно в собственном имении.
Посланник не забывал и о ловких намеках. Он убеждал царевича, что Карл VI, не желая портить отношения с Петром, в любом случае не станет его укрывать, и тогда Алексей точно окажется в России в качестве преступника. В конце концов, царевич согласился вернуться в родную страну.
Суд
3 февраля 1718 года Петр и Алексей встретились в Московском Кремле. Наследник плакал и умолял о прощении. Царь сделал вид, что не будет гневаться, если сын откажется от престола и наследства (что тот и сделал).
После этого начался суд. Сначала беглец выдал всех своих сторонников, «подговоривших» его на опрометчивый поступок. Последовали аресты и закономерные казни. Петр хотел видеть во главе заговора свою первую жену Евдокию Лопухину и оппозиционное духовенство. Однако следствие выяснило, что царем было недовольно гораздо большее количество людей.
Смерть
Ни одна краткая биография Алексея Петровича не содержит точных сведений об обстоятельствах его гибели. По итогам расследования, которое вел все тот же Петр Толстой, беглеца приговорили к смертной казни. Однако она так и не состоялась. Алексей скончался 26 июня 1718 года в Петропавловской крепости, где его держали во время суда. Официально было объявлено, что с ним случился припадок. Возможно, царевича убили по тайному приказу Петра, а может быть, он умер сам, не перенеся пережитых на следствии пыток. Для всесильного монарха казнь собственного сына была бы слишком позорным событием. Поэтому есть основания предполагать, что он поручил расправиться с Алексеем заранее. Так или иначе, но правды потомки так и не узнали.
После смерти Алексея Петровича сложилась классическая точка зрения о причинах случившейся драмы. Она заключается в том, что наследник попал под влияние старой консервативной московской знати и враждебного царю духовенства. Однако, зная все обстоятельства конфликта, нельзя называть царевича предателем и при этом не иметь в виду степень вины самого Петра I в трагедии.